Еврейское местечко Кременчуг (18-19в.в.)

Массовое заселение еврейским населением юго-западных территорий Российской империи началось во второй половине XVIII в., когда императрицей Екатериной II  были снять запреты (1769р.), установленные во времена ее предшественницы императрицы Елизаветы,  на условия проживания в этом краю евреев.

   В начале Первой Турецкой войны Екатерины II (1768 — 1774) в южную Россию были направлены пленные волохи, греки, армяне, раскольники и евреи. Пленным было разрешено селиться в любом месте России по желанию, за исключением евреев. Евреям разрешили селиться только в Новороссийской губернии. Таким образом, Новороссийская губерния с губернским центром в Кременчуге стала первым официальным убежищем евреев в России, где они получили право  проживания.

                                                                                                                                                          Можно сказать, что первая «черта оседлости» была создана в границах Новороссийской губернии, и возможно первые  «официальные»  евреи Российской империи появились именно  в Кременчуге.

                                           Начало XIX века.

Как известно из «Камерального донесения» городничего города Кременчуга за 1804:     «… в это время в городе Кременчуге проживало всего 7228 чел., евреев — 533 чел». По сравнению с другими городами Малороссии, это была достаточно большое количество. «Все они были мещанами, платили 2283р. 63К. подушной подати. Среди этого еврейского населения 40 человек  ремесленников (всего в городе было 264 ремесленников) — остальные евреи, вероятно, занимались торговлей ».

В начале XIX в Кременчуг был известным в еврейском духовном окружении городом.

Д-р Гилель Зайдман, известный религиозный деятель, писал:                                    «Достаточно большой, Кременчуг был  городом Торы и еврейской мудрости, местом, наполненным образованными людьми, где даже простые граждане являлись знатоками Торы, а купцы и ремесленники щедрой рукой выделяли деньги на ее изучение. Кременчуг по праву был коронован почетным титулом «Иерусалим Украины».  

Как отмечает в своей работе «Записки о Полтавской губернии»,написанной в 1846 году М. Арандаренко, до этого времени в Кременчуге уже существовала деревянная постройка еврейской синагоги (М. Арандаренко,стр. 120), а в 1854 году на средства от коробочного сбора была возведена Главная хоральная синагога, территория которой занимала квартал между улицами Преображенской, Александрийской, Павловской и Докторской. Вместе с тем росло количество молитвенных домов. К началу ХХ в. в Кременчуге кроме синагог, в том числе в Крюкове, насчитывалось 23 молитвенных дома, Толмуд Тора и 3 молитвенных школы. Среди старост и ученых можно увидеть известных в городе еврейских купцов и мещан — Моисея и Фроима, Сандомирских, Арона Фанштейна, Нохима Рабиновича, Исаака Немеця, «потомственного» почетного гражданина Эвеля Рафаловича, Зельмана и Ихиель Гурари, Гуревичей, Кроль. В кременчугской синагоге служил раввином кандидат прав Абрам Фрейденберг. Далеко за пределами города был известным кременчугский кантор Арье Лейб Рутман.

 О своих ощущениях пребывания в Кременчуге в конце XIX века написал известный еврейский трибун и публицист раввин Цви Гирша Маслянский: «Между Елисаветградом и Еатеринославом (ныне Кировоград и Днепропетровск) расположен еврейский город Кременчуг. Этот город связан с первыми двумя торговыми отношениями, однако в корне от них  отличается, он совершенно иного типа. Когда ты попадаешь в Кременчуг и сталкиваешься с тамошними евреями, то не ощущаешь себя в России, тебе кажется, что ты находишься в одном из Литовских или Белорусских местечек… Еврейский ортодоксальный дух ощущается во всем городе в полной мере».

В конце 18-го и начале 19-го века евреи уже исполняли различные общественные должности в Кременчуге. Так, например, в 1785 году в Кременчуге в связи с вводом «Городового положения» были созданы ремесленные цехи. Давид Хаимович был был избран первым цехмистром шмуклерского цеха.
В 1795 году этот же Давид Хаимович и Гамшей Цетлин были избраны в словесные судьи и введены в должность.
В 1810-ых годах несколько трёхлетних сроков должность бургомистра в магистрате Кременчуга исполнял купец 3-й гильдии Лейба Хазанович. Должность ратмана занимал Янкель Левин.

В 1840 году в Кременчуге вместе с посадом Крюковым по данным Полтавского губернатора Аверкиева количество евреев составляло:  мужского пола — 2336,  женского пола — 2231.

                                            ІІ  половина XIX века

В Кременчуге успешно развивалась торговля благодаря таким факторам:                        а) Днепру — важной транспортной артерии,

б) удобной переправы через Днепр, которая соединяла юг с центральной и северной Россией,

в) особом таланте кременчугских евреев, которые до середины 19в. смогли развернуть виртуозную торговую деятельность в городе, о чем очень удачно написал известный российский статист Ю. Янсон в своей работе «Труды экспедиции, снаряженной Императорским вольными Экономическим обществом, для исследования хлебной торговли и производительности в России. — СПб, 1870.- Т. 2, вып. 1.-С.79-117.

«…Главные деятели в торговле здесь (в Кременчуге – авт.), как и везде на юго-западе, евреи… При предприимчивости, деятельности, известной коммерческой сметливости своей, они берутся за самые разнородные операции и заботятся о том, чтобы капитал обращался как можно быстрее. Соль, спирт, хлеб, казенные подряды, винокурение, поставки на срок в порты – за все берется еврей…» 

Со второй половины XIX века в городе быстро развивается промышленность. Владельцами большинства предприятий были евреи: табачные фабрики принадлежали Володарским, Рабиновичу, Гурари; типографии и литографии – Дохману, Жолковскому, Толчинскому; лесопильные заводы – братьям Сандомирским, Родкину, Мацкину, Залкину.
Большинство крупных и мелких магазинов тоже принадлежали евреям: Бродским, Файдышу, Герику, Драбкину. Обувными фабриками владели Фальцбаум, Зарицкий и Фельдман.
В начале XIX века в Кременчуге уже появилось и крепко стало на ноги сословие купцов. В 1801 году в городе было 396 купцов христиан и 32 купца еврея. В 1888 году купцов-евреев трех гильдий уже было 485 человек, а купцов-христиан – 221.» (Из материалов работ по истории еврейской общины Кременчуга Л. Евселевского и Н. Твердохлеба).

В «Справочной и адресной книге г. Кременчуга за 1875» можно найти данные о еврейских школы, больнице, ремесленниках и фабрикантах. Интересно, что календарь в этой книге состоит из двух частей: православной и еврейской. Представлены и краткие исторические сведения о евреях в Кременчуге.     Согласно этому справочнику в первой половине 1874 года: в казенном еврейском училище 1 разряда учились 64 ученика мужского пола; в еврейских хедерах было 86 меламедов и 668 учащихся мужского пола. На одного меламеда в среднем приходилось примерно по 8 учеников.   В 1875 году смотрителем казенного еврейского училища был Х. Бромберг. Учителями были Л. Горенштейн и И. Фарбер. В дальнейшем в городе создаются: 2-х классное начальное еврейское училище, частное начальное еврейское училище (почетный гражданин А.Б. Либин), бесплатное профессиональное женское училище Общества пособия бедным детям евреев; семь женских и восемь мужских еврейских училищ; еврейские женская и мужская гимназии.

Кременчугская еврейская община XIX века не оставляла без внимания бедных. В городе действовали:
— еврейское благотворительное общество «Гликус-Хесед»;
— общество помощи нуждающимся учащимся школы «Талмуд-Тора»;
— Кременчугское отделение Киевского общества помощи еврейским учителям и меламедам, живущим в Киеве.

В издании «Памятная книжка и адрес-календарь Полтавской губернии на 1892» есть достаточно подробная информация о работе Кременчугской еврейской больницы: «Кременчугская еврейская больница основана в 1887 году. Больница имеет назначением оказания врачебной помощи больным евреям обоих полов м. Кременчуга и Кременчугского уезда, а в случае имеющихся свободных коек — и иногородним евреям. Комплект больницы    определяется в 12 коек, но он может впоследствии быть увеличен. При больнице есть собственная, без права продажи, аптека. Лица, поступившие в больницу, пользуются от нее полным содержанием, а именно: едой, одеждой, обувью, бельем и лекарствами. »    Совет больницы возглавлял Исаак Абрамович Дохман, а заведующим был Аким Исаакович Кудиш.
В начале XIX века среди 37 врачей города евреев было 23.

Судя по Справочникам Полтавской губернии евреи были ремесленниками всех профессий — сапожники, бондари, кузнецы и пр .; владельцами махорочных фабрик; оптовой торговли, в т.ч. и лесом; медиками; учителями; владельцами виновных, бакалейных, галантерейных и всяких других лавок и магазинов; владельцами типографий и библиотек; в общем, евреи Кременчуга работали и добивались успеха во всех сферах жизни города.