Еврейское золото в Кременчуге

Еврейское золото в Кременчуге

Еврейское золото в Кременчуге

Еврейское золото в Кременчуге.

Человеку свойственно мечтать о быстром и легком богатстве — несметных сокровищах, спрятанных правителями древности, кладах, зарытых предками, и т.п. Миф о еврейском золоте удачно вписался в этот контекст, и не случайно. Мало где в мире в относительно короткий промежуток времени столь часто менялась власть, как на территории современной Украины. Первыми жертвами эпохи перемен часто становились евреи, норовившие спрятать все, что имели, до лучших времен. Лучшие времена наступали не всегда, поэтому иногда мы слышим об очередной находке, имеющей отношение к пресловутому «еврейскому золоту».

В этом смысле Полтавщина с ее когда-то значительным еврейским населением — благодатное поле для кладоискателя. На сегодняшний день известно о двухстах кладах, найденных на территории Полтавской области, многие из них — в Кременчуге. Ряд находок имеет еврейское происхождение.

Так, в Кременчуге в 1971 году мальчик, прыгавший через траншею, случайно обнаружил на территории школы №20 клад с золотыми монетами. До революции эта часть города считалась еврейской — здесь стояли многочисленные синагоги, хедеры и бейт-мидраши, на многих домах до сих пор сохранились следы от мезуз. Более того, аккурат под стадионом школы были подвалы главной Хоральной синагоги Кременчуга.

Содержимое клада во многом осталось тайной, рассказывали лишь о найденных золотых и серебряных монетах царской чеканки. В «Кременчугской заре» вышла заметка с фото, на котором начальник горотдела милиции полковник Брюхачов вручает герою золотые именные часы, но продолжение история не получила.

С гораздо большей уверенностью можно говорить о происхождении клада, обнаруженного в ходе земляных работ на бульваре Пушкина в 1984 году. Кроме 30 килограмм серебряных и золотых изделий, в том числе столовых наборов дореволюционного производства, японских серебряных чарок, золотых монет и т.п., экскаваторщик и землекопы явили миру… полуистлевший свиток Торы. Судьба этих находок также неизвестна, хотя очевидно, что речь шла не только о материальных, но и исторических ценностях, которые могли бы найти свое место в музейных экспозициях. Кстати, бульвар Пушкина до революции тоже был частью еврейского квартала.

Есть и совсем авантюрные истории в духе графа Монте-Кристо, правда, пока не увенчавшиеся хэппи-эндом. Несколько лет назад немолодой мужчина, пожелавший остаться неизвестным, передал в редакцию одной из местных газет рукопись своего деда. В этих мемуарах автор — российский дворянин и царский офицер, отсидевший не один год в ГУЛАГе, упоминал о своем солагернике — кременчугском еврее. Незадолго до бериевской амнистии 1953 года тот открыл приятелю «великую тайну еврейского золота, спрятанного в 1918 — 1919 гг. в подземных ходах под культовыми зданиями в еврейской части Кременчуга».

История так зацепила внука, что в 1968-м он специально переехал в Кременчуг, поступил учиться в один из техникумов и много лет ищет еврейское золото под «культовыми зданиями», большинство из которых уничтожили при освобождении города в 1943 году. Речь, по его словам, идет о 578 кг. золота, якобы спрятанного во время еврейских погромов Гражданской войны.

Энтузиаст даже написал заявление в горисполком (о чем там быстро забыли) и обращался в еврейскую общину, где к его рассказу отнеслись с определенным скепсисом. Тем не менее кладоискатель уже выявил два подземных хода в центре города и даже узнал, куда они ведут. Что ж, возможно, ему повезет, учитывая, что в Кременчуге практически не проводились серьезные археологические исследования.

А вот точно не повезет в изысканиях тем, кто всерьез воспринимает статьи в желтых газетах, единственная цель которых — привлечь внимание читателя, пусть и нагородив несусветную чушь. В одной такой заметке рассказывается о поисках нацистами на еврейском кладбище Кременчуга в годы оккупации «древней Меноры, созданной руками чуть не первых хасидских раввинов». Здесь и Аненербе, и мистическая сила, и планы захваты мира — другими словами, стандартный набор оккультного бреда, пользующегося спросом у обывателя. Спешим успокоить читателя — Менору не нашли, поскольку, как заключает журналист, «хасиды умеют охранять свои тайны».

Между тем в Кременчуге действительно встречаются уникальные еврейские артефакты,  но не на обычном кладбище… Как и полагается, при Хоральной синагоге была гениза, разграбленная в годы войны. О содержимом генизы отчасти можно было судить по фильму 1914 года о торжественных похоронах 22-х свитков Торы, сгоревших в Кременчугской синагоге. Сам фильм не сохранился, а о генизе в 1980-х еще помнили евреи-старожилы, собиравшиеся на молитвы в квартире старого раввина Аврума Циперштейна. Книги из этой генизы время от времени всплывают на рынке — так, пару лет назад двое молодых людей предложили  нам приобрести «Менорат а-Маор», вышедшую в 1861 году в Вильно, признавшись, где было найдено это издание.

Так что исследователю еврейской старины есть чем заняться в Кременчуге помимо поисков «еврейского золота». Если, конечно, помнить, что не все то золото, что блестит…

 Автор: Борис Бабилуа

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon