Иерусалим в Украине Кременчуг

Иерусалим в Украине Кременчуг

Иерусалим в Украине Кременчуг

Иерусалим в Украине Кременчуг. В течение 2014 года Президент России Владимир Путин неоднократно озвучивал тексты, подготовленные кремлевскими борзописцами об историческом праве России на Крым и другие украинские территории. Стремясь оправдать российскую военную агрессию на Донбассе и территориальные претензии Кремля на Юго-Восток Украины, Президент России даже счел возможным утверждать, что: «На самом деле, это был один регион с центром в Новороссийске, поэтому назывался «Новороссией». Это Харьков, Луганск, Донецк, Николаев, Херсон, Одесская область. Эти земли в 1920-е годы при создании Советского Союза переданы от России Украине». Граждане Украины закономерно удивились невежеству Главы соседнего государства и возмутились цинизмом его публичных рассуждений. Но у жителей славного казацкого города Кременчуга поводов для этого было несколько больше. Судите сами.

Кременчугские краеведы сразу же взялись за уточнение архивных документов и еще раз убедились в полной абсурдности заявлений Владимира Путина. Его придворным историкам полагалось бы знать, что город Новороссийск никогда не был и не мог быть центром административно-территориальных образований Российской империи, в названии которых фигурировала бы «Новороссия». Потому как он был основан в 1838 году, а четыре «Новороссии» существовали задолго до того. «Первая» Новороссийская губерния просуществовала с 1765 по 1783, «вторая» с 1796 по 1802, Новороссийское генерал-губернаторство с 1802 по 1822. Правда Новороссийское и Бессарабское генерал-губернаторство (1822 по 1874) хронологично «застало» Новороссийск, однако его центром была Одесса. Путинские спичрайтеры должны были бы также знать, что Харьков, как центр Слобожанщины, ни одного дня, ни в какие «Новороссии» не входил. Впору задать вопрос: «А что они там в Кремле курят»?

Так вот, административным центром образованной на исторических казачьих землях «первой» Новороссийской губернии, почти 19 лет, с 26 марта (6 апреля) 1765 по 1783 год, был город Кременчуг. Об этом в Полном собрании законов Российской империи сохранился соответствующий Указ Екатерины II (Собрание Первое, том 17, Санкт-Петербург, 1830, стр.102-193). В ее состав, по состоянию на 1775 год, кроме собственно Кременчугской, входили Елисаветградская, Екатерининская и Бахмутская провинции с административным центром в городе Бахмуте (с 1924 по 2015 — город Артемовск Донецкой области), которая занимала большую территорию современного Донбасса. Об этом также сохранился соответствующий Указ Екатерины II (Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое, том 16, Санкт-Петербург, 1830, стр.657-667). И даже при Екатеринославском наместничестве, до восстановления Екатеринослава, с 1784 по 1789 год Кременчуг считался наместническим городом.

Вспомни этот исторический факт кто-то из кремлевских чиновников, с их легкой руки Кременчуг вновь мог бы стать центром «Новороссии», возрождать которую вознамерился Владимир Путин. А если бы еще в Кремле восстановили в памяти крылатое выражение Екатерины II о Кременчуге после посещения его в 1787 году, то в воспаленных мозгах советников и помощников Президента РФ могли родиться планы превратить славный украинский город не просто в центр эфемерной «Новороссии», но и в столицу всей России — матушки! Напомним, после прогулки по улицам Кременчуга и посещения построенного графом Григорием Потемкиным шикарного по тем временам дворца, расписанного художником Владимиром Боровиковским, императрица восторженно воскликнула: «Жаль, что не здесь построен Петербург»! А о том, как Владимир Путин утверждает «РуSSкий мир» с помощью «зеленых человечков» и «вежливых людей» в Крыму и на Донбассе, жители Кременчуга уже насмотрелись из телевизионных сюжетов. То есть, волнения кременчужан, явно не желавших видеть российский триколор или флаг «Новороссии» над строением городской администрации были вполне обоснованными. Их также не привлекала перспектива жить в фейковой «КНР», хотя, чтобы не обижать непристойными ассоциациями китайцев, вероятно таки в «КрНР».
***

На время, когда Кременчуг был центром «первой» Новороссийской губернии, приходится событие более важное, чем посещение города царской особой – сюда прибыли первые еврейские поселенцы. Для этого были свои причины. Во-первых, действовал Указ Екатерины І от 27 апреля 1727 года о высылке за пределы России евреев «как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах». Во-вторых, Кременчуг, был не просто губернским городом, но и единственным на то время городским поселением юго-востока европейской части Российской империи. Закономерно, как крупный административный и торгово-промышленный центр, он притягивал евреев, имевших право на постоянное жительство в Новороссийской губернии. В третьих. Кременчуг сохранял значение важного оборонительного рубежа с мощными фортификационными сооружениями. Не случайно в 1787 году Кременчугской дивизией командовал князь Александр Суворов, одно время лечившийся в Кременчугском военном госпитале и руководивший местным гарнизоном. С тех времен и поныне судьба Кременчуга неразрывно связана с жизнью городской еврейской общины.

Какой город считался «Иерусалимом в Украине»?Миссию рассказать о славных и трагических страницах её истории взял на себя уроженец города Кременчуга Борис Шепетовский.

После крушения СССР и обретения Украиной государственной Независимости, Борис активно включился в общественную жизнь городской еврейской общины, возрождая её почти забытые традиции. В 1998 году он вместе с семьей переехал в Израиль и проживает в четвертом по величине городе страны Ришон ле Цион. Но связи с Кременчугом он ни на минуту не порывал, за десять лет собрал немало уникальных архивных материалов об истории евреев Кременчуга на украинском, русском языках, идиш, иврите, которые легли в основу оригинального издания «Иерусалим в Украине». Эта книга увидела свет в 2014 году благодаря усилиям и финансовой поддержке еврейской общине родного города.
Какой город считался «Иерусалимом в Украине»?Ссылаясь на документы, письма, мнения авторитетных историков и богословов, Борис Шепетовский доказывает, что с начала ХІХ века и советской поры Кременчуг играл роль едва ли не главного духовного центра евреев, проживавших в Украине, был своеобразным «Иерусалимом в Украине», таким как Антверпен в Нидерландах, Толедо в Испании, Люблин в Польше, Вильно в Литве, Бучач в Галиции, бруклинский квартал Браунсвилл в Нью-Йорке.
***

Иерусалим является одним из древнейших городов мира. Он священен для трех крупнейших религий – иудаизма, христианства и ислама. Храмовая гора и её Западная стена – святые места для евреев; для христиан святыми местами являются Храм Гроба Господня и церкви, где ступала нога Иисуса; для мусульман – мечеть «Аль-Акса» и «Купол Скалы». Для евреев Иерусалим стал святым ещё в Х веке до нашей эры, когда царь Давид провозгласил его столицей иудеев, а его сын Соломон воздвиг там Первый Храм. Трагической была дальнейшая судьба еврейского народа. В далекие времена римского правления евреи были расселены и распространились по всему миру в так называемой диаспоре. Взаимодействуя с культурами и религиями других стран и цивилизаций, еврейский народ не ассимилировался, а удивительным образом сохранил свое самосознание, сочетающее в равной степени этнические и религиозные элементы. Пережив войны, пожары, погромы и разрушения, в разные века являясь поочередно центром христианского и мусульманского богословия, Иерусалим в декабре 1949 года был провозглашен официальной столицей Государства Израиль, возникшего после геноцида евреев во время Второй мировой войны. Нужно сказать, что такой статус города является одной из главных тем палестино-израильского конфликта и не признается значительной частью международного сообщества. Впрочем, если победивший на выборах Президента США Дональд Трамп намерен выполнять свои обещания, то в ближайшее время посольство США в Израиле переедет из Тель-Авива в Иерусалим, что послужит своеобразным примером для других стран. Но как бы не сложилась дальнейшая светская судьба Иерусалима, он был, и будет оставаться духовным центром евреев, всегда ощущавших духовную близость с этим городом. Они верят, что в будущем Иерусалим станет духовным центром не только иудеев, но и всего мира.
***

Для обоснования версии о том, что Кременчуг являлся «Иерусалимом в Украине» Борис Шепетовский приводит довольно веские аргументы. Так, согласно его выводам, уже в начале ХІХ века Кременчуг был известным в еврейской духовной среде городом. Неслучайно, основатель одного из самых многочисленных в иудаизме течения хасидов ХАБАД раввин Шнеур Залман, будучи непримиримым противником Наполеона Бонапарта и патриотом России, в 1812 году принял решение спастись от иноземной навалы именно в Кременчуге. Однако, 67-летний основатель ХАБАДа не выдержал долгих странствий и 27 декабря 1812 года скончался по пути из Беларуси в Украину. Почтенный Шнеур Залман был похоронен в городе Гадяче на Полтавщине. Семья выполнила его волю и прибыла в Кременчуг, где проживала с декабря 1812 до лета 1813 года. Именно в Кременчуге сын Шнеура Зелмана Дов Бер принял на себя пост Ребе (духовного лидера ХАБАДа), вел активную религиозную и общественную жизнь. В частности, во время встречи в Кременчуге с делегацией царского правительства ему удалось добиться разрешения о поселении евреев на Херсонщине. Именно в Кременчуге Дов Ребе решился исполнить царское Положение «Об устройстве евреев» от 1804 года, предписывающее евреям, в числе других требований, брать постоянные фамилии. Здесь он стал Шнеури, заложив основу известной фамилии духовных лидеров ХАБАДа Шнеерсонов.

Из Кременчуга Дов Ребе отправился в белорусское село Любавичи (ныне Смоленская область России), ставшее впоследствии центром Любавичского хасидизма. Таким образом, можно согласиться с мнением Бориса Шепетовского, что Кременчуг, наряду с белорусским местечком Лиозно, где родился Шнеур Зелман, селом Ляды, где он длительное время проживал, и Любавичи, куда в дальнейшем переехала его семья, вполне обоснованно может считаться одним из духовных центров ХАБАДа. Однако, это далеко не единственное доказательство того, что Кременчуг был одним из главных городов еврейской духовности. Так, в дореволюционное время в городе функционировало значительное количество учреждений, предназначенных для общественного богослужения. Борис Шепетовский приводит данные Музея диаспоры (Тель-Авив), согласно которым, к началу Гражданской войны в Кременчуге действовали в общей сложности 60 синагог и домов учения, а также десятки хадеров (частных еврейских начальных учебных заведений), несколько иешив (еврейских высших религиозных заведений) и колель (учебных заведений типа иешивы, предназначенных для женатых учащихся). Поэтому вполне закономерно, что одним из первых «Иерусалимом Украины» назвал этот город раввин городов Орла и Кременчуга Моше Кнапов. Вспоминая себя 13 летним мальчиком, приехавшим из Херсонской области на учёбу, он писал: «Иешива в Кременчуге была хабадской… Хотя нам не преподавали хасидус (хасидское учение), уровень изучения ниглех (талмудические произведения) был очень высок. По аналогии с Литвой иешиву в Кременчуге можно было назвать «Иерусалимом Украины».

Проживавшие в дореволюционном Кременчуге евреи были не только хасидами. Этот город объединил под одной крышей их заядлых оппонентов литваков (сторонников ортодоксального иудаизма), сионистов, веривших в будущее евреев только на Земле Израиля, представителей «Ам Олам», ратовавших за решение еврейского вопроса в свободных США, а также членов социалистической партии «Бунд» и социал-демократической рабочей партии «Поалей Цион». Несмотря на отличие взглядов, все они были религиозны, трепетно относились к родному языку и традициям. Синагоги и учебные заведения были востребованы. Богатые евреи-предприниматели вкладывали значительные средства в развитие духовной жизни города. Действовал целый ряд благотворительных учреждений. То, что для евреев города идиш был родным, Борис Шепетовский подтверждает таким фактом. 22 февраля 1909 года в Кременчуге в семье адвоката Арона Печерского родился сын Александр. В 1915 году семья переехала в Ростов-на-Дону. Отсюда в 1941 году А.Печерский был призван в армию, успешно воевал с нацистами, ему было присвоено офицерское звание. Но случилась трагедия, в одном из боев он был ранен и попал в плен. Однако А.Печерский не стал мириться с судьбой узника и организовал успешное восстание и побег из концлагеря, расположенного в польском городе Сабибор. Оно считается едва ли не единственным успешным восстанием, организованным в лагере смерти за всю историю Второй мировой войны. В СССР об этом беспримерном героическом поступке стало известно благодаря рассказу писателей Павла Антокольского и Вениамина Каверина «Восстание в Сабиборе». Но всемирную славу подвигу А.Печерского и его товарищей принес снятый режиссером Джеком Голдом в 1987 году в Голливуде фильм «Побег из Сабибора». Автором сценария был писатель Ричард Рашке, который не мог обойти вниманием книгу воспоминаний самого А.Печерского, написанную в 1945 году … на идише: «Дэр уфштанд ин Собибур» («Восстание в Собиборе»). Хотя автор не изучал идиш ни в ростовской общеобразовательной школе, ни в университете Ростова-на-Дону, который А.Печерский оканчивал.

Описывая Кременчуг периода 1914 – 1920 годов, видный религиозный деятель, писатель и публицист доктор Гилель Зайдман (1914-1995) отмечал: «Достаточно большой Кременчуг был городом Торы и еврейской мудрости, местом, наполненным образованными людьми, где даже простые граждане являлись знатоками Торы, а купцы и ремесленники щедрой рукой выделяли деньги на её изучение. Кременчуг, по праву был коронован почётным титулом «Иерусалим Украины».

Формат статьи не позволяет раскрыть всех достоинств книги, каждый из разделов которой содержит массу интересных фактов о жизни еврейской общины города Кременчуга в дореволюционный период, о сложных и порой трагических судьбах её представителей, возрождении еврейских традиций после обретения Украиной Независимости. Достаточно привести интригующие названия некоторых разделов: «Они были в Кременчуге», «Город славы», «Евреи в досоветском Кременчуге», «Перечень еврейских духовных учреждений в Кременчуге по состоянию на 1900 год» и т.д. Чтобы ещё больше заинтересовать потенциальных читателей, сообщу о том, что среди многих других, вы найдете рассказ о 10-и создателях первого поселения на современных Землях Израиля – города Ришон ле Цион. В состав группы, выкупившей в 1882 году кусок пустынной безводной земли, входили по 3 выходца из Кременчуга и Николаева, 2 из Варшавы и по 1 из Петербурга и Симферополя. А возглавлял их выходец из хабадской семьи города Орши, 25-летний служащий Кременчугского коммерческого банка Залман Давид Левонтин. Ещё один из разделов своей книги Борис Шепетовский неслучайно назвал «Очевидное – невероятное». Оказывается, что прибывший в 1998 году из Израиля для службы в возрожденной Кременчугской синагоге молодой раввин Шломо Давил Саламон является уроженцем Ришон ле Циона, в основании которого выходцы из Кременчуга принимали самое активное участие!
***

Согласно статистическим данным в 230-тысячном Кременчуге на сегодняшний день проживает от двух до двух с половиной тысяч евреев. А в 1910 году их насчитывалось около половины жителей! В городе действует синагога, воздвигнутая на руинах разрушенной вандалами в 1994 году старой дореволюционной постройки 1855 года. Она является первым культовым сооружением, построенным для удовлетворения религиозных потребностей евреев, после обретения Украиной Независимости. В синагоге есть большой молельный зал, миква (водный резервуар для омовения), столовая, размещены еврейские организации: благотворительный фонд «Хэсед-Хаим», отделение «Сохнут», филиал Израильского Культурного Центра. В городе успешно работает еврейский детский сад, где с раннего возраста дети знакомятся с еврейскими праздниками и обычаями, получают первые представления о языке предков — иврите. Все это придает уверенности словам раввина Кременчуга Шломо Давида Саламона из предисловия к изданию: «Выражаю надежду, что с помощью Всевышнего, золотая цепь еврейской жизни в Кременчуге, процветающей в последние годы, будет продолжаться».

Дополню лишь – в процветающей независимой европейской Украине и … без «РуSSкого мира».

Александр Нечитайло, краевед

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon