Караимы и Кременчуг

Караимы – немногочисленная народность, живущая в городах Крыма, в других областях Украины, Тракайском районе Литвы, а также в Польше. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. В настоящее время караимы говорят, преимущественно, на украинском и русском языке, а по характеру быта и деятельности не отличаются от окружающего населения.

Верующие — караимского вероисповедания (их единственной священной книгой является Ветхий Завет). Караимы считаются потомками тюркских племён, входивших в Хазарский каганат. После его разгрома в 10 в. киевскими князьями, караимы остались в Крыму. В конце 14 в. часть караимов была поселена в Литве и западных областях Украины, в качестве пленных Великого княжества Литовского. Сохранился богатый фольклор караимов, в котором отразилась их историческая связь с хазарами.

Караимы поселились в Кременчуге, по некоторым сведениям, в 40-х годах XIX века. Представителей небольшого крымского народа сюда привлекли стремительно развивавшиеся торговля и индустрия – именно караимы, наравне со многими, проживавшими в городе евреями, стали пионерами кременчугской табачной промышленности. На первых порах в городе насчитывалось около 10 караимских семей, а в 1871 году в Кременчуге было уже 40 караимских семей – 205 человек. Численность кременчугских караимов до революции то росла, то падала: 1877 год – 525 человек, 1897 – 207 человек; в 1901 году караимы составляли около 0,2 % от общего населения города.

Центром религиозной и общественной жизни караимов всегда была кенасса. Едва обосновавшись на новом месте, караимы преступили к организации духовной жизни. Первая кременчугская кенасса появилась в 1852 г., она была обустроена в частном доме, возле богаделен (в районе нынешней 1-ой городской больницы). В районе артскладов располагалось и караимское кладбище. Молитвенный дом караимов был утверждён правительством в 1872 году. На постройку здания кенассы внесли средства 30 караимских семей. В 1891 – 1893 году, по проекту архитектора Покровского было построено новое здание кенассы. Исполнение обязанностей газзана в 1863 году было поручено купцу, раббану, переселившемуся из Харькова, — Авруму Капону. В 1871 году газзаном кременчугской кенассы стал Моше Султан-Оглу (Султанский). С 1899 года по март 1917 года старшим газзаном был Мордехай Фенерли, а с февраля 1916 года до закрытия кенасы в 1928 году духовным наставником кременчугских караимов был газзан Якуб Шамаш.

Среди членов Кременчугского караимского религиозного общества 1920-х годов встречаются представители таких фамилий: Авах, Алмаз, Бабаджан, Борохович, Григулевич, Эльяшевич, Илик, Койлю, Ормели-Саба, Калиф, Кальф, Кальфа, Капон, Кефели, Мангаби, Максумаджи, Савускан, Мичри, Танатар, Телал, Тиро, Топал, Туршу, Фуки, Черкес, Шамаш, Ходжаш, Экмекчи, Эмельдеш.

Караимская община была разогнана советской властью в 1928 г., а в здании кенассы обосновался какой-то клуб. Позже там разместился склад, а затем морг. В советское время внутреннее пространство кенассы было разделено на два этажа, в связи с чем была изменена форма окон и добавлены окна второго этажа, исчезли украшавшие карниз Лухот (Скрижали Завета), а также ограда с декором вокруг здания.

В районе артскладов, на участке, купленном общиной, как уже упоминалось, располагалось караимское кладбище. К нему от безымянной улицы вёл переулок. Сегодня ничто не напоминает о существовании кладбища. Караимское кладбище, предположительно, было уничтожено в 30-40-х годах ХХ века, но отдельные караимские памятники, до недавнего, можно было обнаружить в районе артскладов. В отличие от христиан, мусульман и иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. Форма могил и надгробий самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски. Кременчугские караимы не хоронили в дольменах, как, к примеру, их единоверцы-крымчаки.

В начале ХХ в. в Кременчуге существовало караимское благотворительное общество, возглавляемое С. Мангуби. Здание общества располагалось рядом с лютеранской кирхой – на кременчугских улицах мирно соседствовали представители разных религий, этносов и культур.

Фамилия Мангуби происходит от названия города Мангуп-Кале в горном Крыму. Этот город-крепость некогда был столицей средневекового княжества Феодорэ, занимавшего горные районы Крыма. Находившийся недалеко от кременчугского караимского кладбища небольшой район имел название «Шук Ходжаша», там находился переулок и сад этого самого Ходжаша. Переулок в советское время был переименован, а сад, говорят, долго еще сохранялся.

Кременчугская община караимов не была сколько-нибудь большой, но, несмотря на малое число, караимы отнюдь не терялись на фоне более многочисленных народов, и дали Кременчугу немало выдающихся горожан. Упомянем некоторых из них.

Марк Моисеевич Кальфа — купец 2-й гильдии, крупный караимский промышленник и землевладелец, владелец табачной фабрики «Кальфа-Нъ» в Кременчуге. Успешно конкурировал с табачным магнатом – евреем Гурари. Переехав в Харьков, Марк Кальфа, впоследствии, с 1893 г. состоял габбаем (старостой) харьковской кенассы, выполняя возложенные на него обязанности безвозмездно. М.Кальфа жертвовал весьма значительные средства на нужды Кременчугской общины, содержание Александровского караимского духовного училища в Евпатории, реставрацию памятников караимской истории на Джуфт-Кале, постройку там музея караимской истории, помогал беднякам, караимским богадельням. За заслуги перед обществом и благотворительную деятельность М.Кальфа был представлен к награждению золотой медалью на ленте для ношения на шее.

В начале второго десятилетия ХХ века Кременчугской городской управой из Крыма, для консультаций, был приглашен крупный инженер-специалист Даниил Самойлович Черкез. Ему было поручено консультировать по вопросам обслуживания городской канализации.

Нашим знаменитым земляком является Ходжаш Самуил Моисеевич (1881-1942).

Ходжаш родился в Кременчуге. В Крыму жил с 1908 г, в Евпатории с 1922г. Выпускник Новороссийского университета в 1904 г. Один из лучших юристов довоенного Крыма. Владел несколькими европейскими и восточными языками. Автор научных работ по юриспруденции. Зимой 1942 года неоднократно обращался к оккупационным властям с разъяснениями о происхождении крымских караимов. Представил в нацистские органы материалы научного характера об этногенезе народа. Деятельность С.Ходжаша сыграла немаловажную роль в судьбе караимов. Немцам было известно о высоком авторитете Ходжаша, и ему был предложен пост городского головы Евпатории. Последовал категорический отказ. Не дали результата ни длительные уговоры, ни угрозы. С.Ходжаш никоим образом не допускал возможности сотрудничества с оккупантами. 26 марта 1942 года С.М.Ходжаша арестовали и после жестоких пыток расстреляли вместе с тёщей и свояченицей.

Мы привели здесь, конечно, далеко не полный перечень наших земляков – представителей древнего караимского народа. Среди кременчугских караимов было немало деятелей науки, культуры, искусства, педагогов, врачей, представителей других профессий; эти люди прославили город и страну.

В настоящее время в Кременчуге проживает около 10 караимских семей. Печально, но эти люди уже далеки от традиций и религии своих предков.