Кременчугская речная милиция

Кременчугская речная милиция

Кременчугская речная милиция как государственный институт обеспечения безопасности на водных путях имеет давнюю историю. Нахождение Кременчуга на такой крупной водной артерии как река Днепр всегда поднимало вопросы обеспечения правопорядка на реке и движущихся судах.

В соответствии с императорским указом от 18 декабря 1797 года в Кременчуге была создана городская полиция с годовым бюджетом 1370 рублей. [1.стр.61].

23 июня 1803 года принимается решение о усилении Кременчугской полиции. В императорском указе говорилось:

«…4. Учредить при переправе через Днепр, при мосте и перевозе, двух смотрителей из обер-офицеров с жалованием по 150 рублей каждому.

5. Определить одного берегового надзирателя по всей дистанции городской земли, с установлением ему жалования из городских доходов в размере 150 рублей.

…7. Для караулов и разъездов по Днепру иметь две четырехвесельные лодки, нанимая для этого от города четырех гребцов и одного лоцмана, на что примерно полагается 300 рублей.

8. Сверх штатной команды и полицейских служителей определить на городском содержании 1 конного унтер офицера и 8 драгун.» [2]

Таким образом из императорского указа видно, что с 1803 года обеспечение порядка на переправах и на р.Днепр в районе Кременчуга возлагалось на Кременчугскую городскую полицию, для чего выделялись необходимые силы и средства.

В 1835 году выдается «Высочайшая привиллегія на заведеніе и содержаніе пароходов по Днепру и впадающим въ него рекам для буксірования судовъ съ разными казенними и частными грузами» и на Днепре появляется Пароходное общество по Днепру и его притокам. Движение не только веровочников и грузовых судов, но и начало появления пассажирского пароходного движения по Днепру вынудило изменить действия полиции. Теперь в момент прибытия пассажирских пароходов на пристань — городская полиция на пристани Кременчуг выставляет полицейский пост.

В мае 1836 году были высочайше утверждены «Правила спасения терпящих крушение судов» где в том числе были прописаны обязанности и действия полиции при крушении и гибели судов.  В дальнейшем с усилением пассажирского потока на пристани Кременчуг, появлением моста через р.Днепр и появление в 1870 году отделения жандармского полицейского управления железных дорог в Кременчуге Кременчугская городская полиция будет с ним тесно взаимодействовать в вопросах обеспечения безопасности на мосту и на реке, но вся ответственность за правопорядок на реке будет лежать на ней.

Впервые на территории Российской империи такая правоохранительная структура, как речная полиция, была образована в июне 1867 года в г.Спб. Она осуществляла надзор за объектами водного транспорта, то есть проводила осмотры и освидетельствование судов, пристаней, а также и за другими водными объектами рыбными садками, купальнями.

Однако появление водной полиции в Спб не привело к созданию ее в Кременчуге. Считалось что наличие полицейского поста на пристани при прибытии пароходов, берегового надзирателя и лодок с гребцами достаточным.

Такая ситуация вполне устраивала криминальные круги. И 10 октября 1907 года группа бандитов совершает налет на движущийся по Днепру пароход «Пушкин». Подплыв к пароходу на лодке, они через открытое окно проникают в каюту первого класса и угрожая револьверами требуют деньги у пассажиров. Но поднялся шум, сбежались другие пассажиры и бандиты были вынуждены бежать, захватив всего лишь несколько рублей. Полиция разыскать налетчиков так и не смогла.[3]

8 июля 1910 году из Кременчуга Полтавскому губернатору приходит тревожное сообщение о появлении пиратов на Днепре. Группа лиц, вооруженных браунингами ночью нападают на плоты и грабят плотовщиков. Кременчугское городское полицейское управление поднимает вопрос о создании специальной речной полиции, но данный материал ложится под сукно и решение о создании речной полиции в Кременчуге так и не принимается. [4]

В 1914 году на пристани Кременчуг городской полиции придется столкнуться и испытать на себе все последствия безответственного отношения военного руководства частей Кременчугского гарнизона и не только Кременчугского, к состоянию воинской дисциплины. Об этом говорят приказы №116 от 8 сентября 1914 года по Кременчугскому гарнизону и №79 от 2 сентября 1914 года по Одесскому военному округу, копии которых хранятся в Государственном архиве Полтавской области: «Из поступающих донесений от комендантов железнодорожных и водных участков, начальников охраны железнодорожных линий, жандармской полиции и железнодорожного начальства усматриваю, что по железным дорогам самовольно разъезжают в поездах нижние чины различных частей войск большими толпами, часто с женами, детьми и родственниками, и при этом без всяких билетов и разрешений на отлучку; на требование железнодорожной администрации приобрести билеты они отвечают оскорблениями, угрозами и даже насилием над железнодорожными агентами. Предписываю заведующим передвижением войск, комендантам железнодорожных и водных участков, чинам жандармской полиции и начальникам участков охраны принять самые решительные меры к прекращению этого беспорядка; безбилетных нижних чинов, особенно производящих беспорядки и самовольно отлучившихся, арестовывать, для привлечения к законной ответственности, пользуясь для сего чинами охраны и жандармской полиции.
Начальникам охраны приказываю оказывать полное содействие комендантам железнодорожных и водных участков и чинам железнодорожной жандармской полиции к восстановлению порядка, не останавливаясь, в случае сопротивления, и перед применением вооруженной силы.
Настоящий приказ прочесть перед фронтом в полках, батальонах, дружинах, батареях, эскадронах, сотнях, ротах и командах.» [5]

Таким образом до Октябрьской революции 1917 года в Кременчуге не было отдельного органа, который занимался б вопросами обеспечения безопасности и поддержания правопорядка на реке Днепр. Эта обязанность была возложена на Кременчугскую городскую полицию.

В 1917 г. Февральская революция уничтожила правоохранительную систему прежнего государства, и в истории блюстителей порядка на водных магистралях начался период постоянных реформ, упразднений и переподчинений различным силовым учреждениям и ведомствам.
25 июля 1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции», эту дату и принято считать днем ее создания.
23 апреля 1919 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Положение «О речной советской рабоче?крестьянской милиции». В результате в 1920 г. в Главмилиции был образован отдел водной милиции.
В сентябре 1920 г. часть водной милиции, осуществляющая наружную охрану, была передана в подчинение войск внутренней службы (войска ВНУС) и получила название «водной милиции внутренней службы», а подразделения уголовного розыска преобразованы в водную следственно?розыскную милицию (ВСРМ). Однако навигация 1920 г. показала неэффективность использования войск охраны и обороны водных путей, и водная милиция была передана из войск ВНУС в войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), а в марте 1921 г. Управление железнодорожной и водной милиции было выделено из подчинения Штаба ВЧК и передано в Главмилицию. В декабре того же года в соответствии с Декретом ВЦИК «Об охране складов, пакгаузов и кладовых», а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения, водная и железнодорожная милиция упразднялись, а их функции были возложены на охрану Наркомата путей сообщения и транспортные органы ВЧК.
В связи с образованием ведомственной милиции в 1924 г. в некоторых портах была создана портовая милиция, существовавшая за счет обслуживаемых предприятий. Кроме того, в ряде территориальных органов милиции создавались водные подразделения, занимавшиеся охраной правопорядка на воде. По воспоминаниям инспектора инспекции по делам несовершеннолетних майора милиции в отставке Солохи Владимира Макровича известно, что и в 1941 и в 1943-1945 годах в речном порту Кременчуга работал 1 сотрудник, который выставлялся на пассажирской пристани как постовой милиционер. То есть фактически ситуация с обеспечением правопорядка на водных путях была такой же, как в дореволюционное время.

С началом Великой Отечественной войны появилась необходимость в централизованной водной милиции. Она была создана 27 июня 1942 г. совместным приказом Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Народного комиссариата речного флота СССР. Водной милиции предписывалось заниматься охраной общественного порядка, борьбой с уголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте. Водный отдел, созданный в Главном управлении рабоче-крестьянской милиции, в мае 1943 г. вошел в состав вновь образованного Управления транспортной милиции. Когда после освобождения Кременчуга в 1943 году появилась водная милиция пока что не известно.
19 июня 1947 г. в составе Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР было образовано Главное управление охраны (ГУО) на железнодорожном и водном транспорте. Вновь созданный главк ГУО с системой местных органов, в отличие от существовавшего ранее Транспортного управления МГБ, был призван не только осуществлять «оперативно-чекистское» (контрразведывательное) обеспечение работы предприятий транспорта, но также выполнять задачи по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях. С 1946 года в речной милиции Кременчуга, которая называлась НКВД на воде, работало уже 4 сотрудника, начальниками были Литвиненко Николай Васильевич, Черничко В.М.
14 августа 1953 г., после образования объединенного МВД СССР, Главное управление на транспорте было ликвидировано, а его функции разделены между 6 м (Транспортным) управлением КГБ СССР, занимавшимся контрразведывательным обеспечением предприятий всех видов транспорта, и Управлением транспортной милиции ГУМ МВД СССР, призванным обеспечивать правопорядок на железнодорожных и водных магистралях. Сотрудники вновь созданных Управлений транспортной милиции были переаттестованы, то есть им были присвоены милицейские спецзвания.
В 1957 г. воднотранспортная милиция была передана из союзного в республиканское подчинение, что привело к вхождению ее в систему местных УВД.

С 1973 года было создано Управление внутренних дел на транспорте МВД УССР — где были объединены воздушный, железнодорожный и водный транспорт и с 1973 года водную милицию переименовали в Линейный отдел милиции в речном порту Кременчуг.  Он был подчинен Днепровскому отделу милиции на водном транспорте в г.Киев и имел личный состав в количестве 17 сотрудников, вместе с линейным пунктом милиции пристани Светловодск. Для решения поставленных задач линейный отдел был обеспечен транспортными средства — мотоцикл, автомобиль «Москвич», лодка «Прогресс». Сам линейный отдел милиции в порту Кременчуг располагался  на деревянном дебаркадере на реке Днепр в районе сегодняшнего речного вокзала — в то  время здания вокзала еще не было и вдоль берега стояло 4 дебаркадера, на которых располагались службы пассажирской пристани Кременчуг, в том числе и линейный отдел милиции.
С 1980 г., после образования Главного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР и до 1995 года подразделения водной милиции стали подчиняться региональным управлениям внутренних дел на транспорте.

Сотрудники линейного отделения в порту Кременчуг в 1980 году принимали активное участие в охране общественного порядка в период проведения олимпийских игр в таких городах как Канев, Борисполь, Симферополь. Кременчугские водные милиционеры Солоха В.М., Гончаренко В.И. Стельмащук Е.Ф. за обслуживание чартерных буквенных правительственных самолетов были лично награждены министром МВД СССР Щолоковым именными подарками.

В этот же период был отмечен МВД СССР как лучший сотрудник отдела Чернов В.И., который лично задержал особо опасного преступника, сбежавшего из ИТК №69. Позже Чернов В.И. передавал свой опыт сотрудникам по всей Украине.

С 1973 по 1983 года личный состав отдела составлял уже 23 сотрудника, начальником до 1986 года был майор милиции Ялисоветський А, А. , а с 1986 года отдел возглавлял майор милиции Костюк В.Ф.

Работал линейный отдел милиции в речном порту Кременчуг как на воде так и на суше. В 1989 году он был награжден за лучшие показатели в оперативно-служебной деятельности УВД на транспорте МВД УССР.

В 1986 году работники водной милиции принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе 2 офицеров и 11 сержантов, одного из них — Конько В. уже нет в живых.

Зона обслуживания Линейного отдела милиции в речном порту Кременчуг в то время составляла почти 150 км от пристани-укрытия Адамовка Черкасской области до пристани Мишурин Рог Днепропетровской области. В день встречали около 42 ракет, метеоров, теплоходов, пассажирский поток составлял 3-4 тысячи человек в день.

Различные преступления на водном транспорте обнаруживались и предупреждались личным составом отдела — это и на причалах, и при переходе судов, и против навигационного оборудования реки. Так например на Власовке было разукомплектовано несколько буев — это преступление было раскрыто за сутки, двое преступники были приговорены к 15 годам лишения свободы. В районе Жовнино было совершено вооруженное нападение на баржу, которая шла с грузом сельскохозяйственного назначения в порт Одессу, сотрудники ЛОВД в речпорту Кременчуг грамотно и оперативно сработали и задержали вооруженных грабителей в количестве трех человек.

Кроме этого водная милиция обслуживала туристические теплоходы по охране общественного порядка непосредственно на теплоходах, обеспечению сохранности перевозимых грузов. Совместно с рыбинспекцией сотрудники водной милиции занимались профилактикой и предупреждением браконьерства, а также совместно с судоходной инспекцией — нарушениями правил эксплуатации и управления судами.

В 1985 году речная милиция переехала в помещение нового речного вокзала, которое было сдано в эксплуатацию и в строительстве которого министерство внутренних дел Украины, как стало известно, принимало непосредственное участие, путем выделения средства на строительство из своего бюджета.

В это же время в 1986 году начальником ЛОВД в речном порту Кременчуг стал подполковник милиции Черевко А.Г.

В 1995 году приказом МВД Украины была расформирована вертикаль водной милиции, и ее бывшие подразделения были переподчинены непосредственно областным УВД.

Из за нехватки средств был ликвидирован линейный пункт милиции на пристани Светловодск, а позже будет закрыта и сама пристань. Из 32 сотрудников водной милиции осталось 28, в дальнейшем сокращение становилось все больше и больше.

В 1999 году во главе линейного отдела милиции в речном порте Кременчуг стал подполковник милиции Парсяк А.В. В это же время продолжается сокращение подразделений и личного состава — сокращены сотрудники дежурной части, инспектора ОБЭП, инспектора УР. В связи с переходом здания речного вокзала в частную собственность — линейный отдел милиции в речном порту Кременчуг выселяют с помещения в здании речного вокзала.

С 2003 по 2008 года речную милицию возглавлял майор милиции Булин В.В.

С 2008 по 2010 года ее стал возглавлять майор милиции Терели С.М.

С февраля 2010 года начальником линейного отдела в речном порту Кременчуг назначен ст.лейтенант милиции Мартыш О.Ю.

После реформы милиции 2014 года в Кременчуге остается отдел Водной полиции с подчинением ГУ НП в г.Кременчуг.

Основные задачи водной полиции:

  • Обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов.
  • Предотвращение правонарушений и их прекращение.
  • Борьба с браконьерством.
  • Охрана и обеспечение общественного порядка:
  • Выявление, раскрытие и расследование преступлений, поиск лиц, их совершивших.
  • Обеспечение безопасности судоходства.
  • Защита всех видов собственности от преступных посягательств.
  • Выполнение в пределах своей компетенции, административных взысканий.
  • Участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам.
  • Содействие, в пределах компетенции, государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей.
  • Обеспечение соблюдения законности в деятельности работников отделения.
  • Выявления и документирования фактов взяточничества и злоупотребления служебным положением работников госрыбинспекций и другими должностными лицами.
  • Анализ и прогнозирование криминогенных процессов на территории обслуживания и своевременное информирование о них заинтересованных органов.
  • Выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений законодательства, и принятие мер к их устранению. [6]

Автор: Пацовский Роман Васильевич.

Литература и источники:

1.

2 ПСЗ т. 27 № 20813 от 23/06/1803г.

3 газета Русское слово за 24(11) октября 1907 года

4. газета Русское слово за 22(09) июля 1910 года

5. ГАПО ф.989

6. Историческая справка Мартыш А.Ю. для сайта МВД Украины

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon