Кременчугские потомки Баал Шем Това и цадика Нахмана

Кременчугские потомки Баал Шем Това и цадика Нахмана

Кременчугские потомки Баал Шем Това и цадика Нахмана

Кременчугские потомки Баал Шем Това и цадика Нахмана — краевед, изучающий историю Кременчуга, Борис Бабилуа сообщает о том, что отыскалась кременчугская ветвь потомков Баал Шем Това и цадика Нахмана. Поисковой группе общественной организации «Kehilat Sara» удалось разыскать прямых потомков младшей дочери цадика Нахмана — раббанит Хаи и ее мужа — раввина Аарона Заславского.

У рабби Нахмана было восьмеро детей. Двое его сыновей умерли в раннем возрасте, осталось четыре дочери — Адель Сара, Мирьям и Хая. Самая младшая, Хая, вышла замуж после смерти отца (рабби Нахман скончался в Умани в 1810 году), и также как ее старшая сестра — Сара (вышла замуж в 1803 г.), поселилась в Кременчуге. Супругом Хаи был ребе Аарон Заславский. Он — сын рабанит Фрейды, дочери первого Любавичского ребе — раби Шнеура-Залмана Боруховича, или как почтительно называют его хасиды — «Алтер Ребе» («Старый Ребе». Похоронен в Гадяче). После смерти второго Любавичского ребе — раби Дов Бера Шнеерсона, было не ясно, кто сможет продолжить руководство ХАБАДом, и были хасиды, которые стали считать реб Аарона преемником, т. к. он имел авторитет большого раввина и знатока Торы, был внуком первого Ребе ХАБАДа и зятем второго.

Кременчуг мог стать центром движения ХАБАД, но, со временем, третьим Ребе стал Цемах Цедек — Менахем-Мендел Шнеерсон — другой зять второго Ребе, и он был также внуком первого Ребе. По неизвестной причине, реб Арке Заславский предложил представителям влиятельной тогда в Кременчуге общине чернобыльских хасидов назначить своего раввина города, и они выбрали раввина по имени Мешулам Зуся Аарон, и с тех пор в городе был и хабадский раввин, и чернобыльский.

Не выяснено кто была первая жена рава Аарона. Второй его женой, как уже подчеркивалось, была рабанит Хая — младшая дочь раби Нахмана из Брацава. У супругов родился сын Ехиэль, которого назвали в честь брата цадика Нахмана, который возглавлял брацлавскую общину в нашем городе.

Мы приводим здесь письмо, которое рабби Нахман написал брату в Кременчуг, в связи с непростым положением, возникшем тогда в еврейской общине города: «Пишу тебе из Заслава. Год 5567 (1807). С помощью Вс-вышнего! Недельная глава Торы «По законам Моим». Любезному моему брату и дорогому другу, наставнику и большому мудрецу рабби Иехиэлю Цви, пусть светит его свеча. Получил твое письмо и весьма огорчился. Что же так ведут себя эти неправедные люди по отношению к тебе! Почему же доброе не восстало и не поразило зло. Любимый мой брат, не бойся и не пугайся их, крепись, ищи защиту и опору в Торе и в страхе перед Небесами. Пусть заслуги наших предков станут тебе помощью. Все эти обстоятельства только для того, чтобы поднять тебя, утвердить достоинство твое и укрепить разум. Как маленький саженец превращается в мощное дерево только после того, как умрет зерно, посаженное в землю, так и ты укрепишься и дашь плоды, только преодолев унижения, когда втоптан ты в прах. Ах, если бы знали бы это нечестивые, наверняка, не стали бы тебя поносить и обижать. Но, все у стремления их — лишь ко злу. Знай же, что мое намерение — пребыть здесь, в Заславе, примерно месяца три, затем станут мне ясны дальнейшие планы. Здоровье супруги моей оставляет желать лучшего. После первоначального улучшения ей снова нездоровится. Ослабла неимоверно. Расходы большие: сорок-пятьдесят червонцев на жизнь. Мой брат, друг мой, отрада моей души! Я постоянно молюсь о твоем благополучии, вестей добрых и хороших жду от тебя и верю и надеюсь, что вскоре смогу повидать тебя. Желаю тебе доброго здравия и благополучия. Нахман сын раби Симхи, да хранит Вс-вышний. Супруга моя посылает привет твоей жене, дочь наша Мирьям всех вас также приветствует… Благословение и привет твоим приверженцам, всем твоим сторонникам. Укрепляйтесь духом, мужайтесь, дела ваши праведны в этом мире и в мире будущем. Нахман бэ-раби Симха».

В Кременчуге жили внуки реб Ехиэля, которые были одновременно потомками Любавческого и Бреславского ребе. Третей женой реб Аарона Заславского была Хая-Сара, дочка второго Любавического Ребе, родилась в августе или сентябре 1811, умерла в феврале или марте 1846 (ее первым мужем был раби Аарон из Шклова). Внуком, потомком в 3 поколении Хаи, дочери цадика Нахмана и кременчугского раввина Аарона (Арке) Заславского является Залман Заславский. У него и его жены Хаи-Ривки были дочери: Люба-Рейзе и Фрида. С родом Заславских переплетается род Френкель, из Кременчуга.

Сегодня представители 5, 6 и 7 поколения Заславских проживают в США, Израиле и в Прибалтике. Внук Залмана и Хаи-Ривки Заславских — реб Дов Бер Каплан — крупный раввин, преподаватель и ученый, профессор. Хая Ривка бат Сара Лея Берков — правнучка, представитель 7 поколения — гражданка Америки, училась в Израиле, признанный специалист, врач-физиотерапевт, гомеопат. На памятнике ее бабушки — Любы Рейзе Заславской — написано, что она принадлежит к известной и почтенной династии брацлавских хасидов. Вновь отметим, что род Заславских ведет свое начало от основателя хасидизма — Баал Шем Това (БЕШТа).

Вот, что говорится об этой фамилии на еврейских генеалогических сайтах: Фамилия Заславский произошла от названия города Заславль (его еще называли Заслав), уездного центра Волынской губернии. Заславль основан в 987 году. Еврейская община существовала в этом городе уже с 16-го века. Из рода Заславских известен рабби Аарон Заславский — раввин города Кременчуга в середине 19-го века. Он был зятем рабби Нахмана из Брацлава и внуком основателя движения ХАБАД рабби Шнеура Залмана Боруховича. В 19-м веке в Российской империи фамилия Заславский встречалась на территории Украины. Хая-Ривка Берков рассказывает: «В конце 19 века в Кременчуг приезжал журналист из Америки, написать о тогдашней еврейской жизни. Делал фотографии. Эти снимки у нас хранятся, на одном из них, рядом с моим дедом, сфотографирован раввин, глава кременчугской ишивы».

До революции у Заславских, в Кременчуге, был большой дом, они содержали частную синагогу, занимались просветительством и благотворительностью. В Америке, в Музее Хасидизма, представлены все документы и фотографии, составлено генеалогическое древо знаменитого рода Заславских, висят портреты потомков прославленных цадиков. Жизнь и обстоятельства разбросали некогда большую и дружную семью Заславских по разным уголкам, но, они незримо связаны с Кременчугом, всегда с теплотой и любовью отзываются о нашем городе, и с болью сожалеют и переживают, что могилы их предков — прямых потомков Баал Шем Това, Шнеура Залмана и цадика Нахмана, оэль-домик Сары и Хаи — дочерей великого Рабби, сегодня находятся в таком удручающем состоянии.

Автор Борис Бабилуа

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon