Кременчугский мостовой завод (1945-1956)

Кременчугский мостовой завод

Кременчугский мостовой завод (1945-1956). Мало кто в нашем городе знает что Кременчугский автозавод начинался с завода для производства мостовых пролетов – составных металоконструкций мостов, соединяющих берега рек. Об этом уникальном предприятии наш сегодняшний рассказ

Август 1945 года, только завершилась Великая Отечественная война, еще продолжается война с Японией, страна лежит в руинах. Мосты через реки в большинстве случаев уже восстановлены, но восстановленны фронтовыми саперами и военными железнодорожниками для военного времени, а не для мирного их использования. Чаще всего это деревянные конструкции восстановленных мостов, которые необходимо заменить добротными и надежными конструкциями промышленного изготовления. И таких мостов только больших и средних почти 2000, в том числе через Днепр и Дон, Днестр и Неву, Неман и Западную Двину, Волхов и Южный Буг…

Для решения вопроса капитального  восстановления мостов  и строительства новых мостов 26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение об выполнении масштабных работ по восстановлению разрушенных мостов. Выполняя это решение, Народный Комиссар путей сообщения решил вопрос о строительстве мостовых заводов в том числе и в Кременчуге. В Кременчуг приехала бригада специалистов Главмостостроя для того, чтобы определить площадку под будущее производство. Выбор площадки определялся наличием большой свободной территории, предназначенной для промышленного строительства, наличием близко расположенных подъездных железнодорожных путей, наличием шоссейной дороги связывающей площадку с городом и возможностью обеспечить строительство местными стройматериалами, водой и электроэнергией от существующих источников. Подходящее место нашлось на северной окраине города, рядом со строительством завода Народного Комиссариата авиационной промышленности, которое было законсервировано вначале войны. Здесь находилась водозаборная скважина, которая при обследовании ее показала возможность добычи воды, рядом стояла наклонившаяся от взрыва водонапорная башня, недалеко — сгоревшая коробка старого гаража, где сейчас расположено городское профессионально техническое училище №7, коробка здания ремонтных мастерских и сгоревшие остатки, стоящих здесь до войны, складов. К строительной площадке была подведена железнодорожная ветка, на которой мост и железнодорожные пути были разрушены.

31 августа 1945 года Народным Комиссаром Путей Сообщения СССР был подписан приказ №С-831ц о сооружении в г.Кременчуг следующих промышленных обьектов – завода мостовых конструкций, механического завода и прокатной базы Главмостостроя. 27 сентября 1945 года Кременчугский Городской Совет депутатов трудящихся вынес постановление об отводе земельного участка под строительство обьектов Главмостостроя НКПС. Конец 1945 года и первую половину следующего заняли подготовительные работы: шла разметка производственной строительство кременчугского мостового завода фото 1946гплощадки, рытье котлованов, подвод электроэнергии.

В июне 1946 года в фундамент кузнечного цеха был заложен первый кирпич. Практически одновременно началось строительство других цехов: литейного, деревообрабатывающего, ремонтных мастерских. В июне 1948 года первая тонна металла, предназначенная для изготовления пролетных строений, завезена в первый пролет главного корпуса, а 12 июня 1948 года была введена в строй первая очередь мостового завода. В этот же день была забита первая заклепка в ферму будущего моста. Завод начал свою производственную деятельность. 7 июля Кременчугский завод мостовых металлоконструкций зарегистрирован Госстроем СССР как действующий. В марте 1949 года первое пролетное строение расчетным пролетом р=43,2 метра изготовлено заводом и отгружено на строительство моста через реку Клязьма.на главном конвеере кременчугского мостового завода В этот год было завершено строительство литейного цеха, кузницы и модельной мастерской, сданы в эксплуатацию три готовых пролета главного корпуса. Строительство завода еще продолжалось, а уже начались работы по совершенствованию технологии производства мостовых пролетов. Кременчугский завод первый среди мостостроителей страны внедрил электросварку под флюсом по методу академика Е.О.Патона. Большую помощь заводчанам в освоении сварки громоздких конструкций мостовых ферм оказали специалисты Ленинградского научно-исследовательского института мостов. Уже в 1950 году началось изготовление цельносварных пролетов длиной 23 и 33,6 м.

сборка мостового пролета на кременчугском мостостроительном заводеДело оказалось непростым, потребовалось лучшее, чем прежде, качество обработки кромок заготовок. Качество швов контролировалось с помощью специальной рентгеновской установки.

Новая технология и возросший уровень производства блестяще себя проявили при сооружении одного из крупнейших в мире клепано-сварных мостов на Волге, в городе Ульяновске. Применение сварки позволило построить мост на четыре месяца раньше срока и при этом сэкономить 660 т металла.

В 1952 году завод продолжал наращивать выпуск мостов. Металлоконструкции для Керченской паромной переправы и Беломорско-Балтийского канала, мосты в Сталинграде, Крюковский мост в Кременчуге, Арбатский мост в Москве, мосты через Волгу, Днепр, Днестр, Даугаву, Вислу и многие другие реки были сделаны руками мостостроителей Кременчуга.

Кременчугским мостам была суждена долгая жизнь. Эти  мосты пережили то государство, в котором строились.

В конце 1952 года мостовой и механический заводы слились в один — Кременчугский мостовой завод Министерства путей сообщения СССР, который вырос до уровня крупного промышленного предприятия, имеющего хорошие производственные мощности, современные оборудование и технологию, высококвалифицированные кадры. Около трех тысяч человек трудового коллектива были готовы решать сложные производственные задачи.

В 1953 году программа восстановления разрушенных войной мостов была завершена. За пять лет Кременчугским мостовым заводом было выпущено 607 мостов общей длиной более 27 км, на изготовление которых пошло около 104 тыс. тонн металлоконструкций.

Завод оказался недогруженным и вынужден был перейти на выпуск непрофильной продукции: подвесных дорог для животноводческих ферм, ручных насосов и других изделий.

В 1956 году резкий поворот в жизни завода — предприятие полностью поменяло профиль и стало Кременчугским комбайновым заводом. Но это уже другая история…  

Автор: Роман Пацовский По материалам музея АвтоКраз

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon