Кременчужанин Лев Орнштейн — американский композитор, пианист и педагог

Лев Орнштейн или Лео Орнстайн (англ.)― американский композитор, пианист и педагог, родился в Кременчуге 2 декабря 1893 года, в еврейской семье: его отец был кантором (певчим) в синагоге, дядя прекрасно играл на скрипке.

Уже в раннем возрасте маленький Лёва хорошо умел играть на фортепиано; в 1902 его игру услышал Иосиф Гофман — замечательный пианист и композитор польского происхождения, находившийся в то время в Кременчуге, и рекомендовал поступить в Петербургскую консерваторию. Вскоре Орнштейн был принят в школу при Императорском музыкальном обществе, в Киеве, под покровительством В. В. Пухальского, но смерть одного из родственников вынудила парня вернуться домой.

В 1904 он уехал в Санкт-Петербург, где поступил в консерваторию, его учителями стали Александр Глазунов (композиция) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), а в 1907—1928 — её директор. Анна Есипова (фортепиано) – пианистка и блестящий музыкальный педагог.

В то время Орнштейн зарабатывал на жизнь, аккомпанируя оперным певцам. В 1906 семья Орнштейнов эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Лео Орнстайн поступил в Институт музыкального искусства ― будущую Джульярдскую школу музыки, где учился у Берты Фиринг Тэппер — американской пианистки и музыкального педагога норвежского происхождения, жены музыковеда Томаса Тэппера. В 1911 Лео впервые выступил с сольным концертом с произведениями Баха, Шопена и Шумана. Два года спустя Орнстайн делает свою первую запись, и в это же время он увлекается композицией, причём использует в своих сочинениях новейшие модернистские приёмы (например, кластеры).

Важным событием в жизни Орнштейна (Орнстайна – англ.) является визит в Европу в 1914 году. Он знакомится с Ферруччо Бузони — итальянским композитором, пианистом, дирижёром и музыкальным педагогом Мишелем Кальвокоресси — франко-британским музыковедом греческого происхождения, выступает в Лондоне с программой из собственных произведений, а также композиций Шёнберга — австрийского и американского композитора, педагога, музыковеда, дирижёра, крупнейшего представителя музыкального экспрессионизма, основоположника новой венской школы, автора таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника, и транскрипций Баха―Бузони.

В 1915 Орнстайн играет концерты в Нью-Йорке и заявляет о себе как об одном из наиболее продвинутых музыкантов, но в 1922 внезапно оставляет сцену и переключается на преподавание, от которого уходит в 1953, продолжая сочинять до преклонных лет (Восьмую фортепианную сонату он опубликовал в возрасте 97 лет).

Сочинения Льва Орнштейна можно разделить на три большие группы: экспериментальные ― раннего периода, в основном для фортепиано, с использованием атональности, диссонансов, милизматики и проч.; более консервативные (под влиянием восточноевропейской школы) и поздние, как бы объединяющие две предыдущие. Большинство инструментальных произведений Орнштейна имеют программу. Ряд сочинений, таких как «Три настроения», по стилю ― использование пентатоники, гармоний, основанных на трезвучиях, дублированиях, ― напоминают импрессионистские работы Дебюсси. Орнштейн написал достаточно много инструментальных произведений на еврейскую тематику.

В течение многих лет музыка Орнштейна практически не исполнялась, и лишь в 1970-х годах Вивиан Перлис вновь открыла её для широкой публики. Тем не менее, большая часть творческого наследия композитора в наше время до сих пор остаётся неизвестной.

«Вечерняя казачья песня» для камерного оркестра (1923)

Концерт для фортепиано с оркестром (1923)

«Лиситрата» (1930)

«Еврейская рапсодия» (1930)

Камерная музыка

Соната для скрипки и фортепиано (1915)

Соната для скрипки и фортепиано (1918)

«Три впечатления для скрипки и фортепиано» (1916)

Две сонаты для виолончели и фортепиано (1918―1920)

Фортепианный квинтет (1927)

Три струнных квартета

Шесть прелюдий для виолончели и фортепиано (1931)

Интермеццо для флейты и фортепиано (1959)

Фантастические пьесы для альта и фортепиано (1972)

Еврейская фантазия для скрипки и фортепиано (1975)

Поэма для флейты и фортепиано (1979)

Фортепиано

Восемь сонат

Шесть лирических каприсов (1911)

«Сцена на парижской улице ночью» (1912)

«Самоубийство в самолёте» (1913)

«Танец диких людей» (1913)

Три прелюдии (1914)

Сюита (1914)

«Три настроения» (1914)

Вокальные сочинения

Песни на стихи Р. Киплинга, Ф. Мартенса и других поэтов

Хоры без сопровождения

Умер Лео Орнстайн 24 февраля 2002 в США, в Грин Бэй (штат Висконсин), в возрасте 109 лет. Похоронен на еврейском кладбище.