Названные именем Кременчуг

Контейнеровоз Кременчуг

Названные именем Кременчуг — сегодня известно о 3 военных корабля и 4 гражданских грузовых суднах. О них наш рассказ. Начнем с гражданских грузовых судов:

1. Названные именем Кременчуг — Контейнеровоз «Кременчуг» — самое известное судно. До 1996 года входило в состав Черноморского Морского Пароходства (Одесса). Контейнеровоз Кременчуг — тип LО-RО 18,  головное судно АСТРАХАНЬ, год постройки 1985, верфь «Warnowwerft – Kvaerner Warnow Werft» Варнемюнде ГДР  ИМО 8314615. Проект разработан в Германской Демократической Республике. Всего было построено 18 судов этого типа в 1983-1988 годах.
Тип судна: теплоход, ролкер (Lo-Ro).
Конструктивный тип: двухпалубное, с избыточным надводным бортом, с удлиненным баком и ютом, с МО и жилой надстройкой в корме, с носовым и кормовым бульбами, одновинтовое,
приспособлено для погрузки-выгрузки вертикальным и горизонтальным способом,
оборудовано кормовой рампой и мощным грузовым устройством.
Назначение: перевозка пакетированных и на поддонах генеральных грузов и лесоматериалов, контейнеров, грузовых, легковых автомобилей и автобусов, ролл-трейлеров и другой колесной и гусеничной техники

Технические данные:
Длина:
— наибольшая, м: 172,3
— между перпендикулярами, м: 161,0
Ширина, м: 23,05
Высота борта до верхней палубы, м: 13,7
Осадка:
— спецификационная, м: 8,52
— по грузовую марку, м: 10,02
Дедвейт:
— при осадке 8,52 м, т: 13500
— при осадке 10,02 м, т: 18260
Вместимость грузовых трюмов (по генеральному грузу), м3: 25030
Площадь палубы для горизонтальной погрузки, м2: 2370
Максимально допустимая вместимость (20-футовых), шт.: 531
Скорость, уз.: 17,4
Дальность плавания:
— нормальная, миль: 14000
— увеличенная, миль: 20000

На этом судне под руководством капитана дальнего плавания Вячеслава Кисловских первым из судов ЧМП был поднят флаг Украины. Об этом мы уже писали в статье Украинский флаг и контейнеровоз Кременчуг . До 1990 года судно за 5 лет выполнило рейсы в  следующие страны: Восточная Германия (ГДР) — Швеция — Западная Германия (ФРГ) — Португалия — Куба — Южный Йемен — Индия — Пакистан — Италия — Испания — Саудовская Аравия — Франция — Югославия — Кипр — Египет — Объединенные Арабские Эмираты. [1]

2. Названные именем Кременчуг — Танкер «Кременчуг»

танкер Кременчуг

Танкер Кременчуг -судно типо Казбек проект 563. Проект разработан в ЦКБ-32 (СССР, г.Ленинград). Судно было спущено на воду 30.06.1960 на Херсонском ССЗ. ИМО 5196610  Порт приписки: Туапсе в распоряжении Министерство морского флота СССР
Технические данные:
Тип судна: теплоход, танкер.
Валовая вместимость: 7562 — 8229 рег.т
Водоизмещение: 16250 т
Дедвейт: 11800 т
Длина: 145,50 м
Ширина: 19,20 м
Высота борта: 10,40 м
Осадка: 8,50 м
Мощность ГД: 2 х 2000 л.с.
Скорость: 12,8 уз.

3. Названные именем Кременчуг — сухогруз «Кременчуг»

сухогруз Кременчуг

Сухогруз КРЕМЕНЧУГ, проект 11, спущен на воду в 1954 году на Волгоградском судостроительном заводе (Россия, Волгоград) Работал на маршрутах Волжского объединённого речного пароходства МРФ РСФСР / Волжского объединённого речного пароходства МРФ СССР. В настоящее время не эксплуатируется, используется как причальный понтон в порту Ахтубинск РФ, в затоне Ахтубинского ССРЗ
Технические данные:
Сухогрузный теплоход г/п 2000 тонн, мощностью 574, 588 или 772 кВт.
Тип судна: однопалубный двухвинтовой сухогрузный теплоход с закрытыми трюмами, надстройкой и МО, расположенными в кормовой части судна.
Назначение судна: перевозка насыпных грузов и леса.
Класс Регистра: «О»
Длина: 93,2 м
Ширина: 13,43 м
Высота борта: 4,8 м
Высота габаритная: 10,8 м
Водоизмещение в грузу: 2781 т
Осадка в грузу: 2,85 м
Водоизмещение без груза с запасами на 15 сут: 1486 т
Осадка без груза с запасами на 15 сут (кормой): 1,99 м
Скорость в грузу/порожнем: 17,8/19,4 км/ч
Мест для экипажа: 23
Автономность: 25 сут
Марка ГД: дизель 6S275L, 4ДР30/50, 18Д или 6S275L (с наддувом)
Мощность ГД: 2х287, 2х294, 2х294 или 2х386 кВт
Марка ДГ: дизель 4ЧА10,5/13, генератор ПН-205
Мощность ДГ: 2х24 кВт
Вместимость трюмов:
— трюм 1: 698 м?
— трюм 2: 814 м?
— трюм 3: 813 м?
— трюм 4: 881 м? [2]

4. Названные именем Кременчуг — сухогруз «Кременчуг»

Сухогрузный теплоход «Кременчуг», проект 559Б, спущен на воду в 1965 году на Киевском судостроительном заводе (Украина, Киев), по последним данным эксплуатируется в порту Черкассы.
Двухвинтовой сухогрузный теплоход-площадка с одноэтажной надстройкой и машинным отделением в кормовой части. Суда данного типа предназначены для перевозки на палубе гравийно-песчанных смесей, угля, руды, леса и других грузов не боящихся подмочки. Судам присваивались названия честь городов Украины. Суда аналогичного проекта строились также на Белогородской судоверфи под серийным названием «Окский» И Великоустюгском ССЗ, а также на Первомайском судостроительном заводе в Казахстане (пгт. Прибрежный).
Технические данные:
Длина, м: 85,03
Ширина, м: 15,4
Высота борта, м: 2,8
Осадка, м: 2,31
Экипаж, чел: 5
Дедвейт, т: 1770
Марка ГД: 8NVD-36-1
Класс Регистра: О
Мощность ГЭУ 2х400 л.с. два ДГ [5]

Военные корабли:

3. Названные именем Кременчуг — Советский Мистраль Кременчуг

Советский мистраль Кременчуг

В 80 е годы 20 века Невским ПКБ велась разработка универсального десантного корабля вертолетоносца, получившего название проект 11780. Это был ответ советского ВМФ американцам на вертолетоносец «Тарава». Проект получился достаточно удачным — до двух батальонов морской пехоты на борту, до 40 танков, хорошее артиллерийское (1 × 2 — 130-мм АК-130) и зенитное вооружение (2 батареи 6 х 8 ПУ ЗРК «Кинжал», 2—4 ЗРАК «Кортик»). Наличие от 12 до 25 вертолетов десантных и противолодочных, а также самолетов с вертикальным взлетом ЯК-38 позволяло оказать хорошую огневую поддержку десанту. Все это прекрасно дополняло наличие в доковой камере — 4 десантных катера проекта 1176 Акула или 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 Кальмар.

Технические данные:

Водоизмещение 25 000 т
Длина 196 м
Ширина 35 м
Осадка 8 м
Двигатели КТУ мощностью 180 000 л. с. (132,4 МВт)
Скорость хода до 30 узлов (55,56 км/ч)
Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах экономичного хода

Проект был на столько удачным, что Главный штаб ВМФ СССР уже даже присвоил имена первым двум бортам — «Херсон» и «Кременчуг». Но «борьба за стапеля», требование министра обороны Устинова возложить на данные корабли в мирное время задачу слежения за подлодками и развал Союза — оставили данный проект только проектом и мечтой военных моряков [4].

Источники и литература:

  1. Материалы ММФ — фонд ЧМП
  2. Государственный регистр речного флота РФ за 2008 год
  3. Официальная информация МО Украины
  4. Соколов А. Н. Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота. — М.: ООО «Военная книга», 2008
  5. Государственный регистр Украины за 2010 год

Автор: Роман Пацовский