Новогеоргиевский старообрядческий скит в годы великой отечественной войны

Во второй половине XVII века на правой стороне р. Тясмин возникла слобода русских старообрядцев.

Усиление гонения на старообрядцев в 1681 г. вызвало их массовое бегство на окраины Руси, в разные глухие места. Там приверженцы старой веры образовывали поселения, укрепляя их рвами, вооружаясь чем попало.

Староверы отличались стойкостью убеждений и крепким характером. В основе этих общин лежали принципы, основанные на более 170 заветах казака — старообрядца, атамана Игната Некрасова.

Третья часть средств, полученные от рыболовства, скотоводства, охоты шла на школу, содержание престарелых и больных, на церковь, скиты и монастыри и вооружение

На горе Пивихе был Пивогорский монастырь (филиал Киевского Николо-Пустынского монастыря) и старообрядческие скиты. Этот монастырь со скитами отличался тем, что шел на союз с казаками, которые помогали отстаивать его права и был особо почитаем.

Вы, дорогой читатель, вероятно спросите, какое отношение имеет вся эта информация к нашему повествованию.

Во время окупации Кременчуга немцами, в городе часто появились две старушки в монашеском облачении. В те времена появиться на улице в таком виде, под носом у фашистов, было равносильно самоубийству. Да и у советских солдат подобное монашеское одеяние вызывало подозрение. Кременчужане смотрели на удивительных стариц во все глаза.

Старушки молились, часто крестясь, и расходились в разные стороны. Затем они снова сходились в одном и том же месте. Так повторялось неоднократно. Одна шла по часовой стрелке, другая — против, они обходили, таким образом, весь город.

По рассказам очивидцев, старицы с иконой, с молитвой на устах, обходили Кременчуг, замыкая город в кольцо, прося у Бога небесного заступничества и защиты

Всем известны герои, отстоявшие Кременчуг — солдаты, офицеры, генералы, ополченцы, но, кажется, мало кто знает, как велик вклад в победу подвижников веры, столпов православия. Конечно, их противостояние было не столь очевидным, как, например, подвиг воинов-панфиловцев. Но кто знает, может быть, воли военного командования и самопожертвования бойцов на передовой было бы недостаточно, чтобы отстоять Кременчуг, если бы не молитвы и духовный героизм праведников — верных служителей Господних.
Две монахини — подвижницы, что заключили, по мнению многих очевидцев, Кременчуг в замок, были блаженные старицы из Новогеоргиевского старообрядческого скита — Ольга и Илария.
Обе родились неподалеку от Кременчуга. Ольга (Ольга Васильевна Морозова) в 1871 году рядом с с. Песчаным, а Илария (Ирина Иосифовна Расторгуева) в 1876 -м вблизи с. Рублевка.

Обе были насельницами старообрядческих скитов в г. Новогеоргиевске. По рассказам очивидцев отличались прозорливостью, лечили больных, утешали страждущих.

Во время Великой Отечественной войны тайно подвизались на горе Пивихе, в дальних скитах. По рассказам старожила М. А. Дединой старицы в Кременчуг ходили пешком, здесь у них были духовные чада. Они часто тайком кормили нуждающихся и голодных, принося им еду.

По сведениям, матушка Илария почила 7 апреля 1970 г., а схимонахиня Ольга отошла к Господу в 1973 году. Место захоронения остается неизвестным. По предположениям, блаженные старицы, истовые молитвенницы за Кременчуг, похоронены на одном из кладбищ г.Светловодска (бывшего Новогеоргиевска).

Известно, что в 1961 г., после сооружения Кременчугской ГЭС, город Новогеоргиевск был затоплен. Население эвакуировано, в основном в построенный в связи со строительством Кременчугской ГЭС город Хрущёв (Светловодск). На правом берегу Днепра находятся остатки города, с. Нагорное, на горе Пивихе сохранились фрагменты фундамента древнего монастыря.