ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО КРЕМЕНЧУГА В 1941 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВИАПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ  ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
В РАЙОНЕ КРЕМЕНЧУГА В 1941 г.:

164 ИАП 15 САД Сформирован в ноябре 1940 г. На вооружении имел самолеты И–16, И–153. Перед началом войны полк базировался в Куровице. Входил в состав 15 сад. После 05.08.41 г. перевооружен самолетами ЛаГГ–3. С 29.09.41 г. действовал в составе 75 сад. Место базирования полка, количество боевых вылетов, численность в указанный период не установлены. Потери по полку за указанный период составлены командованием 75 САД. Предположительно полк или часть его действовал в поддержку Кременчугского народного ополчения. Достоверно использовался у Кременчуга, возможно только частью сил, с 4 по 8 августа 41г.

Свидетельство тому гибель 7 чел. летного состава 
и захоронение 2 летчиков у Кременчуга:

Полевой Василий Куприянович Ст.л–т, ком. звена 164 ИАП Сбит ЗА противника в р–не Кременчуга 
(Крюкова) 6.08.1941. Аверин Иван Александрович Мл. л–т, летч. 164 ИАП. 7.08.41 не вернулся с
боевого задания в р–не Крюкова.
Кроме указанных лиц, в донесении о потерях числятся летчики мл. л–ты Розыграев К.С., Лукерин А.С.,
Бусаров М.С., погибшие 4 августа 1941 г у нас. пунктов Н.Миргород, Н.Украинка, Александрия, где в
указанный период проходила линия фронта (50–60 км. от Кременчуга), а также летчики мл. л–т
МакеевД.Ф. и с–т Пархоменко А.С., отправленные после ранения 8.08. 41г в Харьковский и Полтавский
госпитали.
Источники:
1. ЦАМО ф.58, оп.818883, д.228
2. Кн. Пам. Т.1 №8, № 1224
3. Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

45 СБАП 15 САД
К 22.06.41 г входил в состав 20 САД и имел на вооружении 54 самолета СБ. Всего в полку было 27
экипажей. Перед началом войны полк базировался в Гросулово и Тирасполе.
В июле 1941 г. действовал в непосредственном подчинении штаба ВВС Юго- Западного фронта. 07.08.41
г. передан в состав 15 сад Юго-Западного фронта. 15.09.41 г., после падения ЮЗФ, направлен в тыл на
переформирование.
Место базирования полка в августе – сентябре, количество боевых вылетов, численность в указанный
период не установлены.
Сведения об участии в боях у Кременчуга базируются на информации, почерпнутой из Книги Памяти о
воинах, погибших в боях у Кременчуга, и требуют дальнейшей проверки. Предположительно погибшие
экипажи действовали по первым подразделениям Вермахта, переправившимся на левый берег Днепра.
Согласно указанному источнику, числятся погибшими 1 сентября 1943 г. и похороненными в с. Пришиб
Кременчугского р–на 6 чел летного состава 45 БАП:
Колеганов М.А. Мл. л–т, летчик 45 СБАП 1.09.43г. не вернулся из боевого задания в р–не с. Пришиб.
Сведений в электр. базе ЦАМО не найдено.
Корнев Г.Ф. Мл.с–т, стрелок–радист 45 СБАП 1.09.43 не вернулся из боевого задания в р–не с. Пришиб.
Сведений в электронной базе ЦАМО не найдено.
Мнацаканов С.Л. Стр.–бомбардир.45 СБАП 1.09.43 г.не вернулся из боевого задания в р–не с. Пришиб.
Сведения не соотв.мат. ЦАМО
Согласно материалов ЦАМО л–т Мнацаканов С.Л., нач. хим.службы АЭ 45 СБАП, пропал без вести в
августе 41.г. Место гибели и захоронения не указано.
Серпетти А.П. Мл.с–т, стр.–радист 45 СБАП 1.09.43 г не вернулся из боевого задания в р–не с.
Пришиб. Сведений в электр. базе ЦАМО не найдено. Вероятно, погиб в сент.1941г в указанном районе.
Токарев А.Г. Мл. л–т, стр.–бомбардир 1.09.43г. не вернулся из боевого задания в р– не с. Пришиб.
Сведений в электр. Базе ЦАМО не найдено. Вероятно, погиб в сент. 41г. в указанном районе.
Шамарин Ф.В.Ст.л–т, зам.комэска 45 СБАП 1.09.43г. не вернулся из боевого задания в р–не с. Пришиб.
Сведений в электр. Базе ЦАМО не найдено. Вероятно, погиб в августе – сентябре 1941 г. в указанном
районе.
В Книге Памяти, вероятно, допущена ошибка относительно года гибели (1943 г.) перечисленных
летчиков. В 1943 г. полк в р–не Кременчуга не действовал и назывался к этому времени 45 авиационным
полком истребителей дальнего действия.
Источники:
1.Книга Памяти т.5 № 72,73,108,149,163,183.
2.Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

211 БАП 15 САД
Входил в состав 20 сад.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 18 самолета Су–2 (в том числе 6 неисправных), Всего в полку было 56 боеготовых экипажей и 20 экипажей проходили переподготовку. Полк имел 5 эскадрилий. Перед войной полк базировался в Котовске, но с апреля 1941 г. находился на полевом аэродроме у Днестра. На 29.07.41 г. в полку, который к этому времени перебазировался в Тарандицы (близ Киева), оставалось 
18 Су–2, из которых 7 были исправны. 07.08.41 г. передан в состав 15 сад Юго-Западного фронта. Достоверных сведений о использовании полка в р–не Кременчуга в 1941 г. нет, но вполне мог использоваться для нанесения ударов по переправам немцев у Дериевки. С 1 по 15 сентября 1941 г. 211 БАП базировался в Миргороде (140 км. от Кременчуга)
Источники:
1. Д.Хазанов, Н.Гордюков «Ближний бомбардировщикСу–2» стр.42
2. Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

43 БАП 14 САД
Входил в состав 12 бад. К 22.06.41 г. базировался в Витебске. На вооружении имел 46 самолетов Су–2. К концу июня 1941 г. часть потеряла боеспособность, выполнив 296 вылетов против соединений 3–й немецкой танковой группы. Свои потери составили 33 авиатора. 07.07.41 г. выведен в 10 зап для пополнения. С 25 августа 41 г., постоянно меняя дислокацию, действовал на Юго-Западном фронте в 
составе 14 сад, базировался (предположительно в сентябре 1941 г.) на аэродроме Параскеевка Полтавской обл. откуда выполнил 14 самолетовылетов в р–н Кременчуга для нанесения ударов по вражеским переправам у Дериевки и 26 вылетов в р–н Кобеляк. В указанном ниже источнике упоминается о 25 случаях разрушения самолетами полка вражеских переправ в указанный период. Сведений о потерях 
в р–не Кременчуга нет.
Источники: Д.Хазанов, Н.Гордюков «Ближний Бомбардировщик Су–2» стр.61

55–А БАП
Сформирован в 1938 г. и базировался до июля 1941 г. на Дальнем Востоке в р–не Хабаровска.Вооружен бомбардировщиками СБ 5 августа 1941 г. 55А БАП в составе 23 самолетов СБ совершил посадку на аэродроме Полтава и с 7 августа приступил к боевым действиям на участке Корсунь-Шевченковский – Богуслав – Киев, а также выполнял разведполеты по Днепру от Днепропетровска до Киева, где понес потери от истребителей противника примерно в 7 – 10 единиц.С 30 августа до 11 сентября 1941г. оставшиеся самолеты полка работали с Полтавского аэродрома в 
р–не Кременчуга, выполняя задачи разведки и нанесения бомбовых ударов по танковым колоннам Клейста и живой силе 17 пехотной армии противника, продвигавшихся к Днепру, а затем и по переправе в р–не Кременчуга (нас. пункты Воровское – Дериевка – Онуфриевка – Куцеволовка – Мишурин Рог, Крюков) Согласно записей в журнале боевых действий выполнял в среднем 2–3 боевых вылета в день. Ксерокопия 
журнала имеется в фондах автора.
К 11 сентября 1941 г. в полку осталось всего 3 самолета, которые без истребительного прикрытия были направлены для уничтожения войск и техники в р–не. Солоница, Кобелячек, Комендантовка в р–не Кременчуга и сбиты. 12 сентября 41 г. полк остался полностью «безлошадным» и в эту же ночь отправлен в тыл на переформирование. В дальнейшем был переименован в 449 БАП. Пофамильные потери личного состава полка за август–сентябрь 41г. уточняются. За период боевых действий на ЮЗФ полк потерял 14 летчиков, 14 штурманов,16 стрелков и все 23 самолета. Сбросил на врага 224 т.бомб. Стрелки экипажей сбили 10 вражеских истребителей.
Источники:
1.Евдокимов Г.П. «Триста боевых вылетов за линию фронта»
2.Журнал боевых действий полка за август–сентябрь 1941г. ЦАМО, ф. 449 БАП, оп.223414, д.1.

230 БАП 14 АД
Входил в состав 14 АД. На вооружении имел самолеты СБ–2 Примерно с 5.09.41, возможно только частью сил полка, начал действовать в р–не Кременчуга. Место базирования полка в сентябре 41 г., количество боевых вылетов, численность в указанный период не 
установлены. 230 БАП действовал в р–не Кременчуга до 14.09.41г и выполнял вылеты на бомбардировку переправ, а также техники и войск, переправившихся на левый берег Днепра (нас. пункты Кобеляки, Махновка, Кременчуг, Дериевка) По документам ЦАМО о безвозвратных потерях личного состава 230 БАП, в р–не указанных населенных пунктов в период с 6 по 13 сентября погибли 19 чел. летного состава:
Мл.с–т Мирошниченк И.Е., стр.–радист.–6.09 41
Мл.с–т Серов Ф.А., стр.–радист 6.09.41
Л–т Уланов В.Е., штурман 7.09 41
Л–т Новиков Л.П., летчик 12.09.41 (прим. – остался жив, перенес ампутацию ног, в оккупации
находился в Кременчуге, участник подполья)
Л–т Евлампиев Г.Ф., штурман 12.09 41.
Мл.с–т Вакулин В.И., стр.–радист 12.09 41 М–р Афанасьев Н.Е., зам.комполка 12.09.41. К–н Маяцкий
П.В., штурман полка 12.09.41. Старш. Ганженко А.Н., стр.–радист 12.09.41 Мл.с–т Горбатов А.Я.,
стр.–радист 13.09.41 Мл.с–т Григорьев И.И., стр.–радист 13.09.41 Л–т Иванов Д.А., летчик 13.09.41 г.
Л–т Чижов А.Я., штурман 13.09.41 г. Мл.с–т Тарасенко И.Г., стр.–радист 13.09.41 Л–т Мельников В.М.,
летчик 13.09.41 Мл–с–т Морозов М.С., стр.–радист 13.09.41. Л–т Наумов Д.В Л., штурман 13.09.41.
Л–т Николаев Б.Н., ком.звена 13.09.41. Л–т Срибный Ф.Ф., штурман 13.09.41. Источники:
1. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л.60–63 2 2.
2. Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

284 БАП 75САД
Сформирован в апреле 1941 г. Входил в состав 75 САД. Предположительно имел на вооружении бомбардировщики СБ–2. Место базирования, численность, количество боевых вылетов и точные потери в районе Кременчуга неизвестны. По имеющимся фамилиям погибших можно предположить, что часть самолетов полка вели боевую работу в последний день обороны Крюкова.
Потери личного состава в период боевых действий у Кременчуга 3 чел.: Котиневский Н.И Ст.с–т, стр.–радист. 30.07.41 не вернулся с боевого задания с р–наНеморож Черкасская обл. (50–80 км от Кременчуга).
Воробьев Р.Р. Сержант, стр. радист 284 БАП 9.08 41 г. в составе экипажа выполнял задание в р–не Крюкова, самолет на аэродром не вернулся Место захоронения неизвестно.
Кочуров С.В. Сержант, стрелок-радист. 284 БАП 9.08 41г. самолет выполнял боевое задание в р–не Крюкова и не вернулся с боевого вылета. Место захоронения неизвестно
Источники:
1. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 34.
2. Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

17 ИАП 14 САД/16 САД
К началу войны входил в 14 САД, на вооружении имел истребители И–16. Действовал на ЮЗФ. В конце июля отправлен в тыл на перевооружение самолетами ЛаГГ–3 и пополнения личным составом. В августе 1941 г. вернулся на Юго-Западный фронт. С 28 августа включен в состав 16 САД. Как минимум звено летчиков полка с 1 по 12 сентября прикрывали бомбардировщики 43, 55–А, 211 230и 284 БАП бомбившие немецкие переправы в районе.с.Дериевка и с.Воровское. Некоторое время звено полка базировалось на аэродроме с. Б.Кахновка у Кременчуга. Заявлено о 2 сбитых немецких самолета в р–не Кременчуга (летч. Ф.Архипенко) Количество боевых вылетов в р–не Кременчуга и потери не установлены.
Источники:
Ф. Архипенко «Я начал войну на Чайке» стр.65–71

254 ИАП
Сформирован в середине июня 1941 г. в составе 36 иад ПВО Киева.
К началу войны полк укомплектован в большинстве летчиками сержантами, выпускниками авиашкол 1941 г. 25.06.41 г., на аэродроме Бровары находилось 28 И–16. С 6.09.41 г. действовал в составе 14 сад на Юго-Западном фронте. На вооружении в этот период имел 
истребители ЛаГГ–3 и И–16. Вероятно, из полка было выделено специальное звено, именующееся в документах ЦАМО как отдельная истребительная авиагруппа, которая базировалась на аэродроме в Полтаве и использовалась в сентябре  41 г. для сопровождения бомбардировщиков 43, 55–А, 211, 230, 284 БАП, работающих по войскам противника у Кременчуга и переправе у нас. пунктов Дериевка и Воровское. Установлен факт совершения  воздушного тарана у с. Пришиб 1.09. 41 летчиком л–том Сироштаном В.В.при сопровождении 
бомбардировщиков 55–А БАП.Количество боевых вылетов, численный состав полка не установлены. В подтверждение боевой работы 
полка у Кременчуга в период августа–сентября 41 г. свидетельствует гибель 4 летчиков 254 ИАП:
Мл. л–т Виноградов А.И. у Козельщины – 9.09.41. К–н Белоусов В.В. зам. комполка в Полтаве 9.09.41
Мл. л–т Захаров А. в Параскеевке 15.09.41
Мл. л–т Труфанов Г. в Полтаве 15.09.41.
Источники:
1.ЦАМО РФ, ф.14 сад, оп.1, д.19
2.ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 8, 140.
3.Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

282 ИАП 75 САД
Входил в состав 75 сад. Харьковского военного округа. На вооружении имел истребители И–16, И–153, И–15бис. Перед войной формировался в Кременчуге.В документах оперативного отдела ВВС РККА указано,что на 25 августа 282 ИАП имел 3 истребителя И–153 и 15 пилотов, базировался на аэродроме Белый Колодец, Харьковской обл. Количество боевых вылетов, численный состав полка, аэродром базирования в указанный период не известны.Сведения о боевой работе 282 ИАП в р–не Кременчуга подтверждаются фактами гибели 6 летчиков 282 ИАП 
в указанный период в р–не Кременчуга (Предположительно действовал в поддержку дивизии Народного ополчения во время боев за Крюков):
К–н Успенский Б.А, ком АЭ у пос. Звенигородка 29.07. 1941.
Мл. л–т Дудкин И.М. у с. Цибулово 5.08.41.
С–т Юшин Д.И у нас. п. Крюков –7.08.41 г
Мл. л–т Емельянов М.С у нас. п. Крюков 7.08.41
С–т Шилов С.Н. у с. Федварь 7.08.41.
Мл. л–т Мещеряков у с. Онуфриевка 9.08.41.
Источники: 1. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 33.
2. Кн.пам.т 2 №1736
3.Сайт «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU

512 ИАП 14 САД
Согласно официальных документов сформирован к октябрю 1941 г. На вооружение получил истребители ЛаГГ–3. В фондах Кременчугского краеведческого музея имеются письменные воспоминания участника обороны Кременчуга о базировании в сентябре 1941 г.512 ИАП (возможно, только эскадрильи) на аэродроме у Козельщины. Свидетельство о боевом участии 512 ИАП у Кременчуга с первых чисел сентября есть также в книге «В сражениях за победу». Летчик 512 ИАП мл. лейтенант Милованов В.Н первым обнаружил немецкие пехотные дивизии, которые переправились через Днепр в междуречье рек Псел и Ворскла. Количество боевых вылетов и потери в указанном районе не установлены.
Источники:
1.Фонды Кременчугского краеведческого музея д.31,152 «Воспоминания участников обороны Кременчуга»
2. «В сражениях за Победу» стр.35.Очерк о боевом пути 38 армии / под ред. Выродова И.Я. – М.:
Наука, 1974.
3. Боевой состав ВВС. – ilpilot.narod.ru

46 ОШАЭ (отдельная штурмовая авиаэскадрилья) ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Сформирована в конце июля Воронеже из летчиков ВВС Балтийского флота. На вооружении имела самолеты Ил–2
В августе 41 при перебазировании с Воронежа на Черное море по личному указанию командующего юго-западным направлением маршала Буденного С.М. была использована для нанесения ударов по войскам противника у г. Крюков. Боевые вылеты выполнялись минимум 3 дня, с Полтавского и Кременчугского аэродромов.
Во время боевых вылетов в р–не Крюкова погибли 2 летчика.
Ст.лейт. Евсеев Г.П. – 9.08.41 г. Л–т Виноградов Н.Г. – 12.08.41 г. Источники:
1. ЦВМА РФ алф. карточки ф.1, Ф.8 послужная карта, личное дело 12720; Ф.1080, опись 4, дело 19,
лист 23; Ф.1080,опись 4, дело 5 лист 211, 223; Ф.3, опись 1, дело 281, лист 94
2. Минаков В.И. «Гневное небо Тавриды»
3. Иванов П.Н. «Крылья над морем»

289 БАП 63АД
В сентябре 1941 г. действовал на Юго-Западном фронте в составе 63 ад. Вооружен самолетами СУ–2.
Предполагается участие в боях у Кременчуга в период с 9 по 13 сентября. 13 сентября 1941 г. у с.
Турбаи Глобинского р–на был сбит экипаж в составе 2 чел.:
К–на Круглова И.В. комэска 289 БАП К–на Васильева С.М. штурмана АЭ Источники:
1. Т.Ляховенко «Глобинщина в огне Великой Отечественной» стр.17 2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928,
л.34, 52.

81 ДБАП
Входил в состав 50 дбад. Накануне войны в полку был 61 самолет ДБ–3Ф и 62 боеготовых экипажа. В июне–сентябре 1941 г. экипажи полка работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. Одиночные экипажи днем со средних высот производили разведку движения войск, ж.д. перевозок и мест базирования авиации противника. В августе 1941 г. основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам. Наряду с дневными вылетами, экипажи произвели 58 боевых вылетов ночью. В сентябре 1941 г полк выполнял налеты на крупные ж.д. узлы в темное время суток. Удары же по небольшим ж.д. станциям, слабо прикрытым средствами ПВО, и эшелонам на перегонах наносились днем с небольших высот. Места базирования, количество боевых вылетов в р–н Кременчуга, а также потери в указанном р–не не установлены.
Источники:
1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941–45 гг. // Мир авиации, 2003, № 1.
2. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи
1941–45 гг. // Мир авиации, 2003, № 3.
3. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. – М.: ООО «ДЕЛЬТА НБ», 2004
Приведенный выше перечень авиаподразделений, действовавших у Кременчуга в 1941 г., как и безвозвратные потери личного состава и техники, нельзя считать исчерпывающим. Есть косвенные свидетельства о участии в боевых действиях и других полков(316 РАП, 33 СБАП, 48 СБАП, 92 ИАП) или только части их, но эти сведения нуждаются в тщательной проверке. Работа по установлению авиаподразделений, действовавших у Кременчуга, и безвозвратных потерях личного состава и техники продолжается