ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ У КРЕМЕНЧУГА.

ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ У КРЕМЕНЧУГА.

ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ У КРЕМЕНЧУГА становятся доступны сейчас для понимания. Анализ доступных автору материалов позволяет сделать некоторые предварительные выводы о действиях авиации на Кременчугском плацдарме, которые сводились главным и основным образом к боевому воздействию (поражению) на войска противника в р–не Крюкова в период с 4 по 12 августа, а также по переправам и колоннам уже переправившихся войск с 4 по 13 сентября. Материалов и сведений о действиях авиации в поддержку советских наземных войск, ведущих кровопролитные оборонительные бои, автору обнаружить не удалось

Не воспринимая до 4 сентября действия немецких войск у Кременчуга как угрозу всему ЮЗФ, советское командование продолжало использовать свою авиацию на широком фронте, а ее наибольшие силы в районах Киев, Канев, Черкассы, уже переставших играть важную роль в событиях, развивающихся на всем ЮЗФ.
В ночь с 30 на 31 августа первые немецкие штурмовые отряды на 70 лодках переправились на левый берег Днепра в р–не с. Дериевка и уже 4 сентября соорудили первый 8–тонный мост, по которому переправились первые 4 пехотные дивизии. Примечательно, что с 1 по 4 сентября немецкие войска у Дериевки действовали без истребительного прикрытия. Еще 30 августа, в результате успешного налета советских бомбардировщиков на аэродром базирования немецких истребителей – Белая Церковь, I и III/JG3 группы потеряли до 2/3 своих машин и в течение нескольких дней не участвовали в прикрытии своих войск. К 11 сентября, менее чем за сутки, на месте 8-тонного моста был сооружен 16-тонный, а еще через несколько дней была устроена понтонная переправа у с. Воровское. Угроза широкомасштабного наступления и окружения всего ЮЗФ была уже очевидной и для командования. К сожалению, советская авиация не смогла воспользоваться представившейся возможностью для нанесения ударов, при сооружении переправы с 1 по 4 сентября, а также по переправившимся немцам. В период борьбы с 1 по 10 сентября в течение четырех дней 15 САД фактически не участвовала в боях, ввиду плохой погоды (5, 8, 10 сентября) и перебазирования (9 сентября). Следовательно, в дни наиболее напряженной борьбы на кременчугском плацдарме (8, 9, 10 сентября) наша авиация в боях не участвовала.
Если теперь из оставшихся шести дней исключить один (2 сентября), отданный для нанесения удара в районе Черкасс, то для борьбы в решающем пункте фронта под Кременчугом на долю авиации было отведено 5 дней. В эти дни полки 15–ой авиадивизии давали в среднем по 100 самолетовылетов в день. Очевидно, что для борьбы с переправляющимися силами восьми дивизий противника на широком фронте (30 км) этих усилий со стороны авиации было далеко не достаточно.
Ниже всякой критики остаются действия разведавиации ЮЗФ, так и не вскрывшей ни сосредоточение переправочных средств на плацдарме, ни, что более важно,1–й танковой группы в несколько тысяч единиц техники, как перед форсированием Днепра, так и на самом Кременчугском плацдарме. В районе Кременчугского плацдарма действовал 316 ОРАП.
К моменту форсирования Днепра основными силами танковой группы Клейста район боевых действий был уже надежно прикрыт с воздуха истребительной авиацией противника, а сама переправа еще и зенитной артиллерией. Советская бомбардировочная авиация, напротив, действовала при очень слабом прикрытии, а очень часто вообще без какого–либо истребительного прикрытия и несла большие потери. Сыграть заметную роль в событиях у Кременчуга в период с 1 по 15 сентября советской авиации не удалось.
16 сентября в р–не Лохвицы соединились танковая группа Клейста и Гудериана, замкнув гигантское кольцо окружения войск ЮЗФ, в котором оказался и штаб ВВС ЮЗФ вместе с командующим авиацией генерал – лейтенантом Астаховым Ф.А.
19 сентября был взят Киев. Минула еще неделя, и оказавшиеся в окружении советские войска прекратили сопротивление. Немцы объявили о пленении 665 тыс. солдат и офицеров.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
Собранный автором материал по авиаподразделениям, действовавшим у Кременчуга в 1941 г., не является полным, окончательным и достаточным для подготовки полноценной монографии по боевой деятельности советской авиации у Кременчуга, скорее это первый, но необходимый шаг в таких исследованиях. Вместе с тем этот материал может послужить серьезным подспорьем для будущих исследователей.
Главная задача для будущих исследователей состоит не в анализе и оценке боевой деятельности авиации у Кременчуга, такая оценка выполнена историками, чьи работы использованы автором при подготовке статьи, а в необходимости поиска информации и установлении точных сведений:
– о всех авиационных полках и подразделениях, действовавших у Кременчуга;
– о местах их базирования в период действий у Кременчуга;
– о количестве боевых вылетов в р–н Кременчуга;
– о пофамильных потерях личного состава и техники в период действий у Кременчуга;
– о результатах боевых вылетов в указанном районе;
Материал должен быть исследован и изложен в хронологической последовательности и увязан с действиями как советских, так и немецких войск. Такие исследования, по мнению автора, возможны только при работе в ЦАМО РФ. Исследованию в первую очередь подлежат следующие документы перечисленных выше полков и дивизий:
– журналы боевых действий полков;
– журналы учета сбитых самолетов;
– сведения и отчетность о боевой работе полков;
– оперативные сводки штабов дивизий;
– материалы на сбитые самолеты противника летным составом дивизий;
– донесения о потерях;
– материалы штаба ВВС ЮЗФ за период август–сентябрь 1941 г.
Будущим исследователям необходимо также учесть, что 1941 г. характеризуется уничтожением и утратой многих учетных документов при отступлении. Такая ситуация имела место при окружении советских войск всего ЮЗФ, в том числе и штаба ВВС фронта.
Для воссоздания полноценной исторической картины подлежат также изучению документы и материалы, касающиеся деятельности немецкой авиации
Октябрь 2009 г.
Перечень применяемых сокращений:
ЦАМО РФ – центральный архив министерства обороны Российской Федерации; ЦВМА РФ – центральный военно–морской архив Российской Федерации; ОБД – объедененная база данных ВВС – военно–воздушные силы; РККА – рабоче–крестьянская Красная Армия; РГК – резерв Главного Командования; ЮЗФ – юго–западный фронт; ОРАП – отдельный разведывательный авиаполк; ИАП – истребительный авиаполк; БАП – бомбардировочный авиаполк; СБАП – скоростной бомбардировочный авиаполк; ДБАП – дальнебомбардировочный авиаполк; АЭ – авиационная эскадрилья; АД – авиационная дивизия; САД – смешанная авиадивизия
Перечень использованной литературы:
1. Журнал «Авиация и Время» 2001г. №6, 2002г. №1,4,5, 20003 г. №3,4
2. Д.Хазанов «Битва за небо 1941. От Днепра до Финского залива» Москва. Издат. «Яуза, Эксмо» 2007 г.
3. В.Хаупт «Сражения группы армий ЮГ» (мемуары офицера вермахта) Москва. Издат «Яуза, Эксмо» 2006 г.
4. Г.П.Евдокимов «300 вылетов за линию фронта» Ижевск: Удмуртия, 1979
5. «В сражениях за победу» под ред. Выродова И.Я. Изд. «Наука» 1974 г
6. Минаков В.И. «Гневное небо Тавриды» Москва. ДОСААФ,1985
7. Д.Хазанов «Су–2 на фронтах Великой отечественной»
8. А.Смирнов «Боевая работа сов. и нем. авиации в ВОВ» Изд.»Транзиткнига» М.2006
9. Ф.Архипенко «Я начал войну на Чайке» Москва. Издат. «Яуза,Эксмо» 20007
10. В.Швабедисен «Сталинские соколы. Анализ действий сов.авиации» 41–45г. Минск. Издат. «Харвест» 2001.
11. Исаев А.В. «От Дубно до Ростова». М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.
12. Д.Хазанов, Н.Гордюков «Ближний Бомбардировщик Су–2»
13. М.Н.Кожевников «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Изд. «Наука» М. 1977.
14. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941–45 гг. – Мир авиации, 2003, № 1.
15. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941–45 гг. – Мир авиации, 2003, №3
16. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. – М.: ООО «Дельта НБ», 2004
17. Сайт.Харина В.В. «Авиаторы второй мировой» ALLACES.RU
18. Боевой состав ВВС. – ilpilot.narod.ru

Автор: Анатолий Бышенко Кременчугский музей авиации и космонавтики

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon