От Кременчугского мостового завода до ПАО Автокраз — страницы истории

31 августа 1945 года Наркоматом Путей сообщения СССР принято решение о строительстве в Кременчуге механического и мостового заводов.
Еще до принятия этого решения специальная бригада Главмостостроя НКПС согласовала с Кременчугским Горисполкомом выбор площадки на северной окраине города на месте законсервированного в начале войны завода авиационной промышленности.

Этот выбор определился наличием большой свободной территории, предназначенной для промышленного строительства, наличием близко расположенных подъездных железнодорожных путей, наличием шоссейной дороги, связывающей площадку с городом и др.
27 сентября 1945 года Кременчугский Городской Совет депутатов трудящихся вынес постановление об отводе земельного участка под строительство завода Главмостостроя НКПС. Здесь находилась водозаборная скважина, которая при обследовании ее показала возможность добычи воды, рядом стояла наклонившаяся от взрыва водонапорная башня, недалеко — сгоревшая коробка старого гаража, где сейчас расположено городское профессионально техническое училище №7, коробка здания ремонтных мастерских и сгоревшие остатки, стоящих здесь до войны, складов.
К строительной площадке была подведена железнодорожная ветка, на которой мост и железнодорожные пути были разрушены.
На остальной части площади, отведенной под строительство мостового и механического заводов, располагались огороды жителей Кременчуга.
В июне 1946 года был заложен первый кирпич в фундамент кузнечного цеха – рождение предприятия состоялось. Строительство развернулось полным ходом, параллельно со строительством было начато производство продукции. В июне 1948 года первая тонна металла, предназначенная для изготовления пролетных строений, завезена в первый пролет главного корпуса. Завод начал свою производственную деятельность. Кременчугский завод мостовых металлоконструкций зарегистрирован Госстроем СССР как действующий.
За восемь лет (1948-1956 гг.) мостовым заводом было произведено почти 600 мостов общей длиной около 27 км, смонтированных на реках Днепр, Днестр, Волга, Даугава, Москва и др.
В 1956 году мостовой завод передан Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименован в комбайновый. За 2 года завод выпустил более 11 тысяч кукурузоуборочных комбайнов КУ-2А.
В 1956 году предприятие полностью поменяло профиль и было реорганизовано в Кременчугский комбайновый завод.
Уже в первый год предприятие должно было выпустить 8 тыс. кукурyзоуборочных комбайнов модели КУ-2А – универсальных безмоторных сельскохозяйственных машин с приводом от вала отбора мощности трактора, предназначенных для механизированной уборки кукурузы.
Для выполнения плана нужно было в сжатые сроки реконструировать ряд цехов и участков, создать цех холодной штамповки, запустить конвейер сборки, малярносушильный комплекс. Требовалось также изготовить технологическую оснастку: штампы, приспособления, режущий и мерительный инструменты.
Ростовчане передали в Кременчуг всю техническую документацию на комбайн и помогли заводским специалистам освоить все технологические процессы.
Уже летом начался выпуск деталей комбайна, из которых производилась пробная стендовая сборка. Интересно, что каждый узел сначала разбирали по частям, а затем собирали опять. Это делалось не случайно — таким образом, рабочие учились понимать взаимодействие деталей и приобретали необходимые навыки.
Первые 10 кременчугских кукурузоуборочных комбайнов КУ-2А были собраны в июле 1956 года.
А в конце августа был запущен главный конвейер. В сентябре уже было собрано 430 комбайнов, а 24 октября 1956 года был выпущен 1000-й экземпляр.
Эти машины долго пользовались большим спросом еще и потому, что по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева значительную часть земельных площадей в СССР начали засевать кукурузой, у которой урожайность была значительно выше, чем у традиционных зерновых культур.
Комбайнами предприятие не ограничивалось: было организовано производство очистителей кукурузных початков, прицепных тележек для прорыва свеклы, прочей сельхозтехники.
К 1 января 1956 года на комбайновом заводе трудилось 2046 человек, а к концу 1958 число работающих увеличилось более чем вдвое.
За период существования Кременчугского комбайнового завода всего было выпущено: комбайнов КУ-2А — 14061 шт., свеклопогрузчиков — 5285 шт., буртоукладчиков свеклы — 50 шт., дорожных катков — 874 шт., тележек для прорыва свеклы — 4150 шт., очистителей початков кукурузы — 329 шт, тракторных колес — 24612 шт.
Комбайновый период в истории завода важен тем, что за очень короткий промежуток времени была проведена реконструкция предприятия, освоены современные технологии машиностроительного производства. Это сыграло положительную роль при переходе к выпуску автомобилей.
17 апреля 1958 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании на Украине завода по производству большегрузных автомобилей. Базой для него выбран Кременчугский комбайновый завод. Началась реконструкция: на производственных участках устанавливается новое оборудование, модернизируется старое, создаются поточные линии, расширяются производственные площади.
Переход на выпуск автомобилей, вместо комбайнов, потребовал от Кременчугского завода принципиально нового, более высокого уровня производства и технологии.
Началась реконструкция: на производственных участках устанавливалось новое оборудование, модернизировалось старое, создавались поточные линии. Не обойтись было и без расширения производственных площадей — их требовалось увеличить на 20 тысяч квадратных метров, ведь нужно было установить почти 1500 единиц различного оборудования.
В минимально короткие сроки, практически за 10 месяцев, выполнено перевооружение сборочного, механического, сталелитейного цехов, созданы новые производства: рамно-кузовное, термическое, деревообрабатывающее, экспериментальное. К весне 1959 года реконструкция завода завершена.
10 апреля 1959 года собраны первые два автомобиля-самосвала КрАЗ-222 «Днепр». Первые автомобили собирались на стапелях, вручную, но уже в мае 1959 года запущен первый конвейер длиной 259,6 м. 30 апреля 1960 года — завод выпустил первые автомобили на экспорт. 1963 год — с конвейера сошел 25-тысячный КрАЗ
Октябрь 1965 года — выпущен 50-тысячный автомобиль.
Август 1966 года — первому из заводчан, токарю С.Н.Заиченко Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1967 год. Пошел в серию легендарный покоритель бездорожья – полноприводный автомобиль-вездеход КрАЗ-255Б, который в народе прозвали «Лаптежник».
За разработку конструкции и внедрение в производство автомобиля КрАЗ-255Б Кременчугский автозавод был отмечен Дипломом первой степени ВДНХ СССР, 15 работников предприятия награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями выставки. Этот автомобиль был трижды аттестован по высшей категории качества, принятой в СССР. КрАЗ-255Б собирался на главном конвейере на протяжении почти трех десятилетий.

22 октября 1967 года завод стал победителем социалистического соревнования и в честь 50-летия Великой октябрьской социалистической революции награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. А 27 марта 1968 года приказом Министра автомобильной промышленности заводу присвоено звание «Имени 50-летия Советской Украины».
30 декабря 1968 года — выпущен 100-тысячный автомобиль.
22 января 1971 года — за досрочное выполнение пятилетнего плана и успешное освоение новых грузовых автомобилей завод награжден орденом Ленина.
10 февраля 1971 года — директор завода И. М. Приходько и слесарь механосборочных работ В. А. Кипень стали Героями Социалистического Труда.
1972 год — география продаж автомобилей КрАЗ расширилась до 40 стран мира.
1974 год — на конвейер поставлен автомобиль нового, третьего поколения КрАЗ-260.
1975 год — с конвейера сошел 250 000-й автомобиль.
15 января 1976 года — создано производственное объединение «АвтоКрАЗ», в состав которого вошли восемь заводов.
1979 год — достигнут максимальный выпуск автомобилей на одного работающего — 1,66 шт. Этот показатель остался наивысшим и в последующие годы среди заводов Минавтопрома СССР, выпускавших большегрузные автомобили.
14 декабря 1980 года — за оказанную помощь Вьетнаму Кременчугский завод награжден вьетнамским орденом Дружбы народов.
Апрель 1984 год — с конвейера сошел 500-тысячный автомобиль.
В 1986 году было выпущено максимальное за годы существования автозавода количество автомобилей КрАЗ — 30655 единиц. Численность работающих — 19259 чел. Автомобили экспортировались в 58 стран мира.
Март 1993 года — с конвейера сошел 750-тысячный автомобиль.
1993 год — завод награжден международными наградами — Аркой Европейской Международной Звезды, Европейским призом за качество.
1996 год — создана Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» в форме открытого акционерного общества. В ее состав вошли девять машиностроительных предприятий.
В 1999 году с приходом инвестора СП «Мега Моторс» начался новый этап развития Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ».
2002 год — на Международном автосалоне «SIA’2002» автомобиль КрАЗ-7133С4 признан лучшим грузовым автомобилем стран СНГ.
2003 год — открыто сборочное производство автомобилей КрАЗ во Вьетнаме и России.
Ноябрь 2003 года — освоено производство автомобилей с двигателем, отвечающим требованиям Евро-2.
2004 год — выигран крупнейший в истории «КрАЗа» тендер на поставку в послевоенный Ирак более 2000 КрАЗов. В кратчайшие сроки произведена глубокая модернизация бортового автомобиля КрАЗ-6322, разработаны ремонтно-эвакуационный автомобиль и топливозаправщик на базе автомобиля КрАЗ-6322, а также прицеп оригинальной конструкции.
Август 2004 года — в Москве на Международной автовыставке «Мотор шоу-2004» автомобиль-шасси КрАЗ-7140Н6 (8х6) признан победителем в номинации «Лучший внедорожный грузовик».
29 октября 2004 года — система управления качеством ХК «АвтоКрАЗ» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.
Август 2005 года — самосвал КрАЗ-65033 признан «Лучшим внедорожным грузовиком МИМС-2005» на выставке в Москве.
Январь 2006 года — с главного конвейера сошел 800-тысячный
КрАЗ-6446, который был подарен Президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову.
Ноябрь 2006 года — КрАЗ-65055-066 признан лучшим специальным автомобилем года в России в рамках конкурса «МАФ-2006: Лучший автобус года. Лучший грузовик года», организованного международным автофорумом и журналом «Автоперевозчик».
По результатам рейтинга «ТОП-100. Самые динамичные компании», обнародованного издательством «Экономика» в октябре 2006 года, Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» по приросту чистого дохода заняла первое место среди 100 компаний Украины, показывающих наилучшие темпы экономического развития.
2009 год создан первый опытный образец нового перспективного автомобиля КрАЗ С20.2 с компоновкой «кабина над двигателем»
8 ноября 2010 года «АвтоКрАЗ», после успешного прохождения ресертификационной аудиторской проверки, получил сертификат, подтверждающий соответствие системы управления качеством на предприятии требованиям нового международного стандарта ISO 9001:2008.
2011 год. Кременчугский автомобильный завод отмечен Государственной премией. Указом Президента Украины за весомый личный вклад в создание и развитие конструкции автомобилей КрАЗ специального назначения работникам Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ» присуждена премия в области науки и техники.
В числе лауреатов Государственной премии – генеральный директор, технический директор автозавода, главный конструктор и водитель-испытатель.
21 марта 2012 года .В соответствии с требованиями Закона Украины «Об акционерных обществах», на собрании и акционеров принято решение о переименовании Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ» в форме открытого акционерного общества в Публичное акционерное общество «АвтоКрАЗ».

Материал предоставлен пресс службой ПАО Автокраз