От литейного цеха до сталелитейного завода

От литейного цеха до сталелитейного завода

От литейного цеха до сталелитейного завода

В 50 х годах 20 века отрасль грузового вагоностроения не располагала достаточными мощностями литейного производства. Но переход на новую тележку был необходим и без литейных мощностей практически не возможен. Это понимал директор Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) Иван Митрофанович Приходько и предложил построить на вверенном ему заводе сталелитейный цех, специализирующийся на производстве крупного стального вагонного литья. Этот цех должен был обеспечить стальным литьём новые тележки всех вагоностроительных заводов Украины: Днепродзержинский вагоностроительный, Ждановский тяжелого машиностроения и, конечно, Крюковский вагоностроительный.

Идею И.М. Приходько поддержали как в министерстве, так и в правительствах Украины и СССР. На основе балансов мощностей вышеуказанных заводов мощность литейного цеха была определена в 70 тысяч тонн литья в год.

Проектировать цех министерство поручило Ленинградскому проектному институту (8ГСПИ). Главным инженером проекта был назначен Л. Кравец. Решать вопросы технологической части проекта со стороны завода обязали инженер-металлурга Медведика Леонида Рувимовича. В 1958 году он был назначен начальником строящегося цеха.

В том же 1958 году институт приступил к выбору площадки для строительства цеха и геологическим изысканиям. Для крупного литейного цеха места на территории вагоностроительного завода не было, поэтому возводить новый цех решили на пустыре между западной частью предприятия и отвалами гранкарьера.

В 1959 году в стране решался вопрос о создании специализированных заготовительных производств. Планировалось создать всевозможные центролиты, центрокузы, центросвары и инструментальные заводы. Дирекция вагоностроительного завода решила воспользоваться этим и выступила с предложением строительства литейного комплекса вместо ранее намечавшегося литейного цеха.
Такое предложение одобрило правительство, и 17 февраля 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР за № 165 о строительстве в СССР заготовительной базы для машиностроения. Это постановление было продублировано для Украины постановлением Совета Министров СССР № 740 от 18 мая 1960 года.

Указанными постановлениями предусматривалось строительство в Кременчуге завода литья и штамповок.

Согласно постановлению, на заводе планировалось создать специализированные мощности по производству крупного и мелкого литья и штамповок для вагоностроительной промышленности Украины.
Учитывая значение товарного вагоностроения, потребность хозяйства в специализированных вагонах Совет Министров СССР своим постановлением № 1100 от 28 февраля 1961 года строительство Кременчугского завода литья и штамповок включил в число особоважных строек с вводом предприятия в эксплуатацию в 1965 году.
Проектировать завод было поручено Харьковскому проектному институту «Укргипротяжмаш».

29 июня 1961 года Полтавский совнархоз рассмотрел проектное задание.
В сметно-финансовый план были внесены некоторые изменения, после чего распоряжением № 569 от 23 ноября 1961 года проектное задание было утверждено.

Проектом было предусмотрено, что общая площадь первой очереди Кременчугского завода литья и штамповок будет равна 32 гектарам, коэффициент застройки составит 0,47; общая развернутая площадь (без бытовых и конторских помещений) займет 123418 м2. Из них производственным цехам будет отведено 86870 м2, вспомогательные цеха разместятся на 8817 м2, складским зданиям и сооружениям остаётся 2773 м2.
Для сооружения объектов производственного назначения сметой было предусмотрено 39,6 млн. руб. Из них на строительно-монтажные работы выделялось 18,8 млн. руб., на жилищное строительство – 8,2 млн. руб.

Мощность первой очереди завода, согласно проекта, должна была составить 146 тысяч тонн стального литья и 75 тысяч тонн штамповок.

Так как завод литья и штамповок сооружался рядом с вагоностроительным заводом, проектом предусматривалась широкая кооперация двух предприятий. Завод литья и штамповок должен был поставлять вагоностроителям: стальное литье, электроэнергию, сжатый воздух, кислород и принимать сточные воды. Вагоностроительный завод, в свою очередь, должен был обеспечивать литейщиков теплом, паром, мазутом и водой.

Кроме этого, за счет завода литья и штамповок на КВСЗ нужно было создать прямой железнодорожный путь с выходом на станцию Крюков. Что вскорости и было выполнено.

На КВСЗ также предусматривалась единая ремонтная служба для двух заводов. Это единый энергосиловой цех, единый ремонтно-строительный цех и единая инструментальная служба. Но жизнь показала, что даже высокие специалисты не гарантированы от ошибок, тем более, если они проектируют новое предприятие, находясь далеко от места его сооружения. Заводу литья и штамповок пришлось создавать свои службы, не имея для этих целей ни средств, ни производственных площадей. Все это привело к неимоверным трудностям.

Пока создавались, дорабатывались и утверждались проекты строительства Кременчугского завода литья и штамповок, параллельно подбирались строительные организации, которые должны были осуществлять эти проекты. Генеральным подрядчиком этой важной стройки был определен трест «Кременчугпромжилстрой», который возглавлял Семен Григорьевич Жидков. Стройку непосредственно курировал главный инженер треста Борис Лазаревич Барский.
Сталелитейное производство – разноплановая отрасль. Чтобы соорудить подобное предприятие нужны многие специалисты. Поэтому для строительства завода были привлечены еще 18 субподрядных организаций Министерства специальных и монтажных работ (Минмонтажспецстрой), которое возглавлял министр Рубен Георгиевич Багратуни.

Основные строительные работы выполняло Крюковское строительно-монтажное управление, которым руководил В. Горчаков.
Строительная площадка была почти готова, начиналось сооружение завода.

С каждым днем строительство набирало темпы. 26 июля 1962 года Полтавский совнархоз издает распоряжение за №262-Р «О создании при управлении машиностроительной промышленности дирекции строящейся особоважной стройки – Кременчугского завода литья и штамповок».
Решили, что возглавит дирекцию представитель заказчика, имели ввиду инициатора стройки И.М.Приходько, но он уже в то время был директором Кременчугского автомобильного завода. Исполнение обязанностей директора строящегося предприятия было возложено, по совместительству, на директора Крюковского вагоностроительного завода Рафаэля Нждиевича Арутюнова. Осуществлять общее руководство строительством и проектированием поручили заместителю директора по капитальному строительству КВСЗ Бонфельду Александру Москеевичу. В июле того же 1962 года было утверждено штатное расписание дирекции, выделены лимиты по труду и фонд заработной платы на содержание дирекции завода литья и штамповок. Одновременно с утверждением штатного расписания был назначен и первый работник завода – главный металлург Медведик Леонид Рувимович.

На основании постановления Совета Министров УРСР в 1963 году в связи с ликвидацией Полтавского совнархоза дирекция строящегося Кременчугского завода литья и штамповок передается в ведение Совета народного хозяйства Харьковского экономического района. Структура и функции дирекции остаются те же до 1965 года включительно.
Было ясно, что завод без вспомогательных цехов даже в начале своего существования работать не сможет. Поэтому Одесскому институту «Оргэнергострой» было поручено разработать проект блока вспомогательных цехов. В конце 1962 года он закончил работу над этим заданием.
В 1963 году приступили к строительству блока вспомогательных цехов. К середине 1964 года три пролета его были практически окончены. Кроме этого, велись работы по сооружению компрессорной и кислородной станций (корпус №4), укладывались трубопроводы, канализация, строились водозаборные сооружения и маслоотстойник. И, конечно, продолжалось сооружение цеха крупного литья.
Одним из первых зданий, построенных на пустыре в 1963 году, было здание столовой, которое сейчас является центральным пунктом питания предприятия.
Открывали в 1964 году новую столовую на 300 посадочных мест заведующая Никитенко Клавдия Васильевна и повар Кривопляс Лариса Петровна. Вместе с ними трудились повара Голосинюк Анна, Мазина Любовь, Шевченко Тамара и кладовщик Шваркун Мария. Все эти люди кормили и работников завода, и строителей, которые его возводили.

Для тех, кто не принимал участия в сооружении завода литья и штамповок, может показаться, что все шло по плану, проект в указанные сроки внедрялся в жизнь. На самом же деле все было иначе. Все те, кто был свидетелем и участником описываемых событий, утверждают, что в целом строительство велось крайне неудовлетворительно, установленные Госстроем временные нормы не выполнялись, строительство затягивалось. Все сроки ввода в действие мощностей были сорваны.

Строительство затягивалось, а вагоностроителям нужно было стальное литье, да еще и в большом количестве. И тогда за счет средств завода литья и штамповок на КВСЗ срочно строится так называемый экспериментальный участок на 1200 тонн стального литья, который впоследствии и был передан на баланс вагоностроителей.

Шло время, завод литья и штамповок, пусть и с отставанием, а все-таки строился. Менялись и люди: одни, не справившись с обязанностями, вынуждены были оставить занимаемую должность, других, которые преуспевали, продвигали по служебной лестнице. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 декабря 1965 года Кременчугский завод литья и штамповок, как самостоятельное предприятие, был передан в непосредственное подчинение Главному управлению вагоностроения Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР. Начальником этого главка был тогда Андрей Григорьевич Эйсмонт, а главным инженером – бывший директор КВСЗ Рафаэль Нждиевич Арутюнов.

Если бы в 1966 году создавался герб Кременчуга, на нем обязательно был бы кран, без которого не обходится ни одно строительство. А в это время в нашем городе, кроме завода литья и штамповок, возводились другие промышленные гиганты: нефтеперерабатывающий завод, завод технического углерода, колесный завод, городская ТЭЦ, завод железобетонных шпал, а также горнообогатительный комбинат в Комсомольске, который в то время был подчинен Кременчугскому горисполкому. А еще реконструировались автомобильный и вагоностроительный заводы.
В Кременчуге были сосредоточены большие строительные мощности, практически весь комбинат «Кременчугстрой», а именно тресты: «Кременчугнефтехимстрой», который возводил нефтеперерыбатывающий завод, завод технического углерода, ТЭЦ; «Кременчугрудстрой», занимавшийся строительством горнообогатительного комбината; «Кременчугпромстрой», который осуществлял строительство всех остальных объектов города и частично области.

Естественно, основное внимание уделялось строительству горнообогатительного комбината потому, что это была всесоюзная стройка, и предприятиям нефтеперерабатывающего комплекса, что являлось республиканской ударной стройкой. Ну а Кременчугский завод литья и штамповок, хотя и считался особоважной стройкой, находился на четвертых-пятых ролях. Поэтому 3,9 млн. рублей, выделенные на строительство завода в 1966 году не были освоены в связи с переводом строителей на другие, как считали, более важные объекты.

В 1967 году были подтянуты работы по корпусу №4, заканчивался монтаж кислородной установки КГ-300 и продолжался монтаж первого турбокомпрессора. Как и раньше, велся выпуск нестандартизированного оборудования, выполнялись заказы строителей. Товарный выпуск за 1967 год составил немногим больше 300 тысяч рублей.

В 1968 году было введено в эксплуатацию два пролета корпуса №2, заканчивались работы по строительству и монтажу линии электропередач от Кременчугской ГЭС до завода и понизительной подстанции. Здесь особо много пришлось трудиться работникам отдела главного энергетика.

1968 год это еще и строительство жилья, в котором так нуждался все возрастающий коллектив завода литья и штамповок. Практически ежегодно сдавались в эксплуатацию один, а то и два пятиэтажных дома, каждый на 56-70 квартир. Здесь, нужно отметить, дела обстояли неплохо. План по жилищному строительству выполнялся ежегодно.

27 мая 1968 года Совет Министров СССР принял постановление №393 «О развитии отрасли вагоностроения». Этим постановлением устанавливались новые сроки ввода в эксплуатацию Кременчугского завода литья и штамповок. В связи с этим проектный институт «Укргипротяжмаш» получил задание от Министерства тяжелого машиностроения: пересмотреть проектное задание на строительство завода.

В 1969 году были введены в эксплуатацию линия электропередач и понизительная подстанция. Теперь завод мог использовать электроэнергию в неограниченном объеме, и он взял на обеспечение Крюковский вагоностроительный завод. В этом же году на базе кислородной установки КГ-300 был сдан в эксплуатацию корпус №4. Но установка длительное время находилась на целинных землях под открытым небом, тем более была некомплектной и требовала доработки.

В 1969 году, как вспоминает бывший заместитель начальника производственно-экономического отдела Черникова В.В., «работало всего 420 человек. В основном это были квалифицированные специалисты, которые впоследствии стали руководителями отделов заводоуправления».

В этом же 1969 году Кременчуг посетила делегация высокодолжностных лиц. Возглавлял ее министр тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения Жигалин Владимир Федорович. Сопровождал министра начальник главного управления вагоностроения Арутюнов Рафаэль Нждиевич. С ними были другие руководители министерства.
Коль приехали высокие гости вопросы рассматривались тоже глобальные. И первый из них – ход строительства завода. В связи с острым дефицитом в литье для грузового вагоностроения было принято решение временного варианта производства литья на базе формовочных машин по технологии, существовавшей на Бежицком сталелитейном заводе.
Новое задание получил «Укргипротяжмаш». Он должен был в кратчайшие сроки разработать техническую документацию на пусковой комплекс по временному варианту на 20 тысяч тонн стального литья в год. И нужно сказать, что проектный институт с честью справился с этой задачей. Часть документации была выдана уже в 1969 году и строители приступили к работе.

1970 год для строительства завода стал переломным. Общая стоимость пускового комплекса составила 8,4 млн.рублей, в том числе на строительно-монтажные работы было израсходовано 4,8 млн.рублей.

Приближалось то событие, о котором сталелитейщики мечтали и которого ждали все эти 5 лет, со дня начала строительства завода. Первая плавка была назначена на 30 декабря 1970 года. А квалифицированных литейщиков было мало. Точнее – был всего один Курдюмов В.С. Но вот по приглашению из Златоуста Челябинской области прибыли сталевары Волков В.А., Петров В.Д., Коржов И.А.

И вот этот долгожданный день настал. Это был большой праздник для коллектива завода.
На торжество по случаю первой плавки прибыли в полном составе члены бюро городского комитета партии, трудящиеся завода, вагоностроители, многие жители Крюкова.
Первую плавку было доверено совершить трем лучшим сталеварам: Курдюмову Владимиру Сергеевичу, Волкову Владимиру Александровичу и Коржову Ивану Андреевичу.

Первая сталь была сварена на электропечи ДСП-12 №2 и выпущена первая плавка. По этому случаю в третьем пролете сталеплавильного цеха состоялся митинг. Появление ковша с первым металлом присутствующие встретили громкими аплодисментами и радостными возгласами.
Инженер по технадзору Пильгук Александр Григорьевич разбил о ковш с первым металлом бутылку шампанского, а разливщик Кутняк Владимир произвел разливку стали.

В 1973 году был разработан новый технический проект завода на 138 тысяч тонн литья, в том числе 133 тысячи тонн вагонного (рама и балка) и 5000 тонн ремонтного литья. Было решено, что на мощностях, предусмотренных под вагонное литье, временно до 1980 года будут изготавливаться 4000 тонн автомобильного литья.

Для размещения всех объектов Кременчугского завода литья и штамповок согласно новому проекту выделялось 232344 м2, для новых объектов предполагалось использовать 89120 м2 . Стоимость сооружения вышеперечисленных объектов составляла 86 млн.рублей вместо 18,8 млн., предусмотренных старым проектом. Это свидетельствует о том, насколько новый проект был более прогрессивен.

В 1975 году на заводе численный состав трудящихся уже исчислялся 4019 тружениками и было изготовлено 55917 тонн литья. В том числе 4,6 тонны на линии ЛХ-6000.
В этом же году был введен пусковой комплекс мощностью 30 тысяч тонн стального литья в год на базе импортной формовочной линии фирмы «Кюнкель-Вагнер».

В 1975 году завод освоил производство поддона пассажирского вагона, а в 1977 году – производство тягового хомута, корпуса и крышки буксы. Производство картера заднего моста, тягового хомута, корпуса и крышки буксы осуществлялось на уникальном формовочном оборудовании, что было экономически нецелесообразно. Кстати, завод долгое время был постоянно планово-убыточным предприятием, и только с 1983 года, после изменения цен, стал рентабельным.
В 1977 году было организовано Кременчугское производственное объединение вагоностроения, в состав которого вошел и завод литья и штамповок. Это намного усложнило его работу, так как головное предприятие – вагоностроительный завод – не нес никакой ответственности за судьбу своего «младшего брата».
В 1977 году начали монтаж второй линии «Кюнкель-Вагнер». Для изготовления оснастки, необходимой для этой линии, в цехе металлургической оснастки был смонтирован уникальный продольно-фрезерный станок модели 6625, который и позволил обрабатывать всю необходимую для формовочных линий оснастку.
На площадке между заводоуправлением и термическим цехом развернулось строительство корпуса №5, где предусматривалось разместить цех металлургической оснастки вместе с цехом товаров народного потребления, ремонтно-строительным и энергосиловым цехами. 3-й пролет корпуса №2 был отдан ремонтно-механическому цеху, а 2-й – под склад огнеупоров.

Параллельно с наращиванием мощностей по производству стального литья, велось жилищное строительство и строительство объектов соцкультбыта.
За период с 1963 года по 1978 год было введено в эксплуатацию 57 тысяч м2 жилья. Это 30 домов, два из которых в девятиэтажном исполнении, остальные – пятиэтажные.
Построено общежитие на 537 мест, три детских комбината, две общеобразовательные школы (№22 и №6) и поликлиника на 560 посещений.

В 1974 году завод перешел на выплату заработной платы трудящимся через сберегательные кассы, для чего было оборудовано две сберегательные кассы: одна на Раковке, а вторая возле стадиона «Вагоностроитель».

В 1967 году завод начал выпускать первые товары народного потребления. Это были металлические гаражи для легковых автомобилей. Только за один год их было изготовлено на 30 тысяч рублей. В дальнейшем завод освоил производство настенных вешалок для одежды и стоек для волейбольных сеток.

В 1980 году начали изготовлять литую алюминиевую сковороду с рифленным донышком, перейдя таким образом на производство алюминиевой литой посуды. С этого времени номенклатура ее практически ежегодно расширялась. Завод производил алюминиевые кастрюли разных объемов (30, 40 и 50 литров), гусятницы и разных видов сковороды.
С переводом цеха металлургической оснастки в корпус №5, в 1979 году под участок товаров народного потребления было отдано половину второго и третьего пролетов. Тогда же было организовано плавильное отделение, а во втором пролете – участок механообработки.

В 1982 году выпуск литья составил 89128 тысяч тонн, численность трудящихся достигла 4467 человек.

Приказом министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения №491 от 25 октября 1988 года Кременчугский сталелитейный завод был выведен из состава Кременчугского производственного объединения вагоностроения, вернув себе статус самостоятельного предприятия.
Заканчивался 1990 год, который стал знаменательной вехой в истории завода.
В декабре исполнилось 25 лет с момента основания завода (выпуска первой продукции) и 20-летие первой плавки. Эти две знаменательные даты коллектив трудящихся завода отпраздновал в городском Дворце культуры 18 января 1991 года. 1990 год был памятен и тем, что выпуск стального литья в нем достиг 98240 тысяч тонн.

С 13 марта 1995 года предприятие является акционерным обществом ОАО «Кременчугский сталелитейный завод». К сказанному об успехах завода добавим, что он неоднократно выходил победителем социалистического соревнования среди коллективов предприятий города и министерства. 86 трудящихся завода награждены различными орденами и медалями СССР.

А сегодня Кременчугский стальзавод — убыточное предприятие города. Цеха заварены, рабочие отпущены в отпуск. Надолго ли? Скорее всего да.

Автор Роман Пацовский По материалам открытых источников Интернет

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon