Продукция КВСЗ противотанковая самоходка К73

Продукция КВСЗ противотанковая самоходка К73

Продукция КВСЗ противотанковая самоходка К73.

Продукция КВСЗ противотанковая самоходка К73 . Также известна под обозначением АСУ-57П. Разработана в конструкторском бюро Крюковского вагоно-строительного  завода в городе Кременчуг. Серийно не производилась.

В конце 1920-х и 1930-х годах СССР являлся пионером в создании современных воздушно-десантных войск, в интересах которых проводились опытно конструкторские разработки по воздушному десантированию лёгкой бронетехники — танкеток Т-27 и плавающих малых танков Т-37А. Однако опыт воздушного десантирования крупных частей и соединений в Великой Отечественной войне оказался в целом неудачным, и в 1942 году воздушно-десантные корпуса, составлявшие основную их силу, были переформированы в гвардейские стрелковые дивизии. После окончания войны та же участь в 1945 году постигла сформированные уже в ходе неё воздушно-десантные дивизии и к началу 1946 года в состав советских ВДВ входили лишь три воздушно-десантные бригады и учебный воздушно-десантный полк.

Тем не менее, уже с 1946 года, с переводом 3 июня ВДВ из состава ВВС в Резерв Верховного Главнокомандования с прямым подчинением министру обороны, началось возрождение воздушно-десантных войск. Ставившиеся перед ВДВ задачи требовали и соответствующего развития их вооружения. В первый послевоенный период одной из наиболее серьёзных проблем для воздушно-десантных войск оставалась их недостаточная противотанковая стойкость, на дальних дистанциях, обусловленная сложностью воздушного десантирования тяжёлых современных образцов вооружения — буксируемых противотанковых орудий с тягачами, а тем более противотанковых самоходных установок. Поэтому, хотя в период Второй мировой войны большинство её основных участников, в том числе СССР, вели работы над авиадесантными лёгкими танками, в СССР после войны усилия были сосредоточены на создании противотанковой САУ.

Разработка плавающей авиадесантной самоходной артиллерийской установки АСУ-57П была начата в ОКБ ИК и велась параллельно с бронетранспортёром К-75. Работами руководил А. К. Кравцев. Установка получила внутризаводское обозначение К-73.

К-73 была вооружена 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, спроектированной в 1948—1950 годах ОКБЛ-46 завода № 106 под руководством Е. Чарнко и имевшей баллистику противотанкового орудия ЗИС-2, хотя по конструкции более близкой к пушке Ч-26, созданной тем же ОКБ в 1946—1947 годах. К-73 была плавающей, а также отличалась хорошей подвижностью за счёт применения мощного двигателя.

В 1949 году были изготовлены два опытных образца. 11 февраля 1950 года было подписано Постановление военного министра СССР, которое предписывало проведение испытаний АСУ-57П на полигоне НИИБТ в период с 1 апреля по 5 июня 1950 года. Однако опытные образцы К-73  показали плохую проходимость, обусловленную недостаточным клиренсом, а также низкую механическую надёжность.

По завершении испытаний комиссия выдала заключение о том, что АСУ-57П в целом соответствует заданным тактико-техническим требованиям. После устранения выявленных недостатков и проведения испытаний артиллерийской части, комиссия рекомендовала изготовление установочной партии машин АСУ-57П.

Однако, работы по АСУ-57П были остановлены, а вся документация была передана в конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода. На основании этой документации были улучшены разработки подобной АСУ под кодировкой «Обьект 572» разработки Мытищинского машиностроительного завода. Лишь летом 1951 года доработанный прототип успешно прошёл повторные испытания, по результатам которых постановлением Совета Министров СССР № 3541-1648сс от 19 сентября 1951 года САУ была принята на вооружение Советской Армии под обозначением АСУ-57.

Однако опыт и наработки в Крюковском вагоно-строительном заводе не пропали. Позднее завод получит задание на создание паромной амфибии «Волна» и тогда будет успешно применен полученный при создании К-73 опыт и наработки.

Автор: Роман Пацовский по материалам музея КВСЗ и открытых источников сети Интернет

Поделитесь в социальных сетях прямо сейчас:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Flattr the author
Flattr
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Reddit
Reddit
Share on StumbleUpon
StumbleUpon