Исчезнувший Кременчугский институт
Исчезнувший Кременчугский институт — он просуществовал совсем не долго, но подготовив тысячи учителей оставил свой след в истории многих поколений. 70-летие освобождения Кременчуга от немецко-фашистских захватчиков, торжественно отмеченное 29 сентября 2013 г., даёт повод ещё и ещё раз вспомнить ратный и трудовой подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Разрушенный на 97 % город, сокращение на 2/3 населения – такою оказалась плата Кременчуга за разгром врага. После войны Кременчуг был фактически построен заново. Поднялись новые корпуса заводов и фабрик, выросли новые жилые дома, вступили в жизнь новые поколения. Но, к сожалению, многое из того, что было важной частью духовной жизни довоенных поколений, что составляло славу и гордость довоенного города, так и не смогло возродиться. Не удалось восстановить лучшую в отрасли Кременчугскую суконную фабрику, не был достроен Кременчугский авиационный завод, не приступили к работе строительный, педагогический, библиотечный техникумы, цирк, зимний драматический театр…
Не удалось вернуть к жизни и первое в Кременчуге высшее учебное заведение –исчезнувший Кременчугский учительський институт. Институт, из стен которого в довоенные годы было выпущено несколько тысяч учителей, которые, в свою очередь, воспитали десятки тысяч учеников, оказался просто вычеркнут из истории Кременчуга, из истории образования Украины. Поэтому целью данной публикации является восстановление исторической справедливости, создание краткого очерка истории первого в Кременчуге высшего учебного заведения.
Исходя из поставленной цели, задачи исследования видим в следующем: поиск литературных и документальных источников по теме; выделение основных этапов развития института; анализ учебной структуры; краткий рассказ о жизни и деятельности отдельных преподавателей, студентов и выпускников института.
Источниковая база публикации крайне ограничена. Документально история института прослеживается только со второй половины 30-х годов, т.е. с момента создания Полтавской области и попадания некоторых документов института в государственный областной архив, фонды которого частично сохранились в годы Великой Отечественной войны. Здесь удалось обнаружить отчёты о работе института за 1939–1941 гг. и статистические данные за это же время [1], [2], [3]. Кременчугский городской архив, где хранились документы советского периода, в том числе и документы Кременчугского института, был полностью уничтожен в годы войны. Не удалось найти данных об эвакуации ведомственного архива института, вероятнее всего, он тоже погиб в военное лихолетье. Отдельные сведения по теме были обнаружены в местной периодической печати, но, к сожалению, они также относятся ко второй половине 30-х годов. Так, в подборке материалов о профессиональном образовании города, помещенной на развороте газеты «Робітник Кременчуччини» в 1939 г. под рубрикой «Щасливе радянське студентство», была опубликована большая статья директора института И. Кирсы «Роки зростання» [4]. Ещё одна статья за этот же год, посвящённая актуальной теме борьбы с вредительством, важна тем, что в ней называется несколько фамилий лучших преподавателей института. Юбилейная статья «До 10-річчя з дня заснування педінституту» [6] даёт возможность установить дату основания института, этапы его реформирования и состояние в последний предвоенный год. Из публикаций послевоенного периода особенный интерес представляют две, освещающие встречи выпускников Кременчугского института социального воспитания, состоявшиеся в 1975 г. [7] и 1977 г. [8]. Дополнительные сведения дают документы выпускников института, хранящиеся в фондах Кременчугского краеведческого музея (например, диплом об окончании в 1940 г. факультета иностранных языков Кременчугского педагогического института Загорулько М. И., которая долгие годы работала учителем в СШ № 7 и СШ № 23 города Кременчуга) и частных коллекциях (диплом Чорноотченко А. В. об окончании в 1932 г. Кременчугского института социального воспитания из коллекции Н. А. Бутко). В электронных средствах массовой информации обнаружены биографические очерки о некоторых выпускниках Кременчугского института: о Герое Советского Союза Шашло Т. М., директоре Кишинёвской школы № 37 Китаеве В. А., Герое Социалистического Труда Сухомлинском В. А. и др. Найденные материалы позволили набросать самую общую картину истории первого в Кременчуге высшего учебного заведения.
До 1917 г. в Кременчуге высших учебных заведений не было. После Великой Октябрьской социалистической революции планами построения социализма в одной отдельно взятой стране предусматривались не только индустриализация народного и кооперирование сельского хозяйства, но также проведение культурной революции. Её главными задачами были: ликвидация неграмотности, резкое повышение образования всего советского народа; создание социалистического по содержанию и национального по форме искусства; воспитание новой советской интеллигенции.
Самой важной и актуальной задачей культурной революции в первые послереволюционные (1920-е) годы стала борьба с неграмотностью. На первую пятилетку (1928–1933) ставилась задача перехода ко всеобщему начальному образованию по всей стране и постепенному переходу ко всеобщему неполному среднему образованию в городах.
Для выполнения намеченного необходимо было решить как минимум две проблемы: во-первых, укрепить и расширить материально-техническую базу народного образования, а, во-вторых, резко увеличить количество педагогических работников. При решении проблемы расширения материально-технической базы не только строили новые школьные здания, но и провели ревизию помещений дореволюционных учебных заведений. После чего последовал приказ в кратчайшие сроки освободить используемые не по назначению бывшие здания учебных заведений и передать их Комиссариату Народного Просвещения.
Для решения второй проблемы увеличивался приём в уже существующие учебные заведения педагогического профиля: педагогические техникумы, педагогические школы, педагогические институты и институты народного образования, а также провели в очередной раз реформирование системы высшего педагогического образования. Так, на базе факультетов социального воспитания институтов народного образования в 1930 г. открывают институты социального воспитания в составе трёх факультетов: школьный, педолого-педагогический и внешкольный. Срок обучения на всех факультетах составлял три года. В 1933 г. институты социального воспитания, в большинстве, были реорганизованы в педагогические. В 1934 г. в связи с переходом ко всеобщему семилетнему образованию и возросшей потребностью в педагогических кадрах для школ, организуются учительские институты, в которых готовили учителей-предметников для 5–7 классов. Срок обучения в них составлял два года. В 30-е годы в Украине работало 14 учительских институтов. С 1950 г., в связи с развитием сети школ с полным средним образованием и возросшими требованиями к уровню знаний педагогов, учительские институты постепенно реорганизуются в педагогические институты или педагогические техникумы.
Эти распоряжения и решения оказали непосредственное влияние на развитие народного образования в Кременчуге. Так, после проведения ревизии в городе в 1930 г. было освобождено от воинской части Красной Армии лучшее дореволюционное учебное здание Кременчугского Александровского реального училища. После чего, в сентябре 1930 года, по постановлению Совета Народных Комиссаров Украины в здании бывшего Александровского реального училища открывается исчезнувший Кременчугский институт социального воспитания [6]. В 1934 г. он преобразуется в Кременчугский учительский институт. В марте 1939 г. учёный совет института обратился к Кременчугскому городскому совету депутатов трудящихся с ходатайством о превращении учительского института в педагогический [4]. Просьба была подддержана городскими властями и в сентябре 1940 года состоялся первый набор в Кременчугский педагогический институт. Таким образом, последний предвоенный учебный год (1940–1941) Кременчугский учительский и Кременчугский педагогический институты сосуществовали одновременно на одних и тех же учебных площадях в бывшем здании Кременчугского Александровского реального училища [3].
Кременчугский учительский институт из года в год укреплял свою материально-техническую базу, наращивал кадровый потенциал и увеличивал контингент студентов. Одно из доказательств тому бюджет института за 1935–1939 гг. [4]
Годы |
Бюджет в рублях |
1935 |
863 492 |
1936 |
970 739 |
1937 |
1 120 102 |
1938 |
1 358 767 |
1939 |
1 472 660 |
Как видно из таблицы, бюджет института за 5 лет возрос почти в 1,7 раза.
По состоянию на 15.09.1940 г. в распоряжении института находились [3, л. 165]:
№ п/п |
Название |
К-ство |
Общая площадь в кв. м |
Полезная площадь в кв. м |
1 |
Учебно-лабораторный корпус |
1 |
29 597 |
4 261 |
2 |
Аудитории |
17 |
9 960,3 |
996 |
3 |
Аудитории вместимостью 150 чел. |
1 |
|
132 |
4 |
Лаборатории |
4 |
2 774 |
829,45 |
5 |
Учебные мастерские |
7 |
|
419,8 |
6 |
Спортивный зал |
1 |
132,25 |
|
7 |
Библиотека (60 т. экземпляров книг) |
1 |
204,52 |
|
В первой половине 30-х годов в одну линию с учебным корпусом вдоль улицы Коцюбинского было выстроено 3-х этажное студенческое общежитие общей площадью 2455,55 кв. м (в том числе жилая – 1598,65 кв. м) на 345 студентов. К сожалению, всем нуждающимся в жилье студентам мест не хватало, и 132 студента вынуждены были жить на съёмных квартирах [1, л. 119]. Здание общежития было восстановлено после Великой Отечественной войны, использовалось Кременчугским лётным училищем гражданской авиации. Было снесено во время строительства нового учебного корпуса училища в конце 80-х годов ХХ ст. Во дворе института располагались: столовая, медпункт, парикмахерская, швейная мастерская, прачечная [4].
В Кременчугском учительском институте обучение осуществлялось на дневном, вечернем и заочном отделениях. В 1930–1940 гг. при институте существовал рабфак. В последнем 1939–1940 учебном году на Кременчугском рабфаке обучалось 43 студента. После завершения учебного года в 1940 году рабфаки в Полтавской области, как и в целом в Украине, за немногими исключениями, были упразднены, как выполнившие свои функции [1, л. 54]. Вечернее отделение, где в 1939–1940 учебном году обучалось всего 13 студентов [1, л. 54], было реорганизовано, и на 1940–1941 учебный год в Кременчугском учительском институте остались только дневное и заочное отделения. В 1939–1940 учебном году на заочном отделении обучалось 537 студентов.
В учительском институте существовало 4 отделения: русское, украинское, физико-математическое и иностранных языков. В последний учебный год произошло реформирование организации учебного процесса: были образованы факультеты и новые кафедры. Так, по состоянию на 15.11.1940 г. в учительском институте функционировали факультеты: украинского языка, русского языка, физико-математический, английского языка, немецкого языка, французкого языка.
В Кременчугском педагогическом институте по состоянию на 15.11.1940 г. были открыты три факультета: украинского языка и литературы, русского языка и литературы, математический. Работали кафедры: основ марксизма-ленинизма, физики, математики, педагогики, французкого, английского, немецкого языков, украинского языка и литературы, русского языка и литературы.
По состоянию на 15.09.1940 г. в Кременчугском учительском институте на дневном и заочном отделениях обучалось 942 студента [1, л. 119]:
№ п/п |
Отделение |
Количество студентов |
||||||
I курс |
II курс |
III курс |
Вместе |
|||||
1 |
Русское |
101 |
48 |
|
149 |
|||
2 |
Украинское |
100 |
59 |
|
159 |
|||
3 |
Физмат |
204 |
70 |
|
274 |
|||
4 |
Иностранных языков |
158 |
108 |
94 |
360 |
|||
|
Вместе |
563 |
285 |
94 |
942 |
|||
Из общего числа студентов (942) подавляющее большинство составляли женщины – 859; 271 студент были членами ВЛКСМ [1, л. 119].
После создания факультетов распределение студентов дневного отделения Кременчугского учительского института по состоянию на 15.11.1940 г. выглядело таким образом:
№ п/п |
Факультеты |
Количество студентов |
||||||
I курс |
II курс |
III курс |
Вместе |
|||||
1 |
Русского языка |
35 |
45 |
|
80 |
|||
2 |
Украинского языка |
37 |
57 |
|
94 |
|||
3 |
Физмат |
49 |
57 |
|
106 |
|||
4 |
Английского языка |
25 |
34 |
|
59 |
|||
5 |
Немецкого языка |
66 |
13 |
95 |
174 |
|||
6 |
Французкого языка |
15 |
37 |
|
52 |
|||
|
Вместе |
227 |
243 |
95 |
565 |
|||
Следовательно, на первый курс 1940–1941 учебного года на дневную и заочную формы обучения было зачислено 563 студента, в том числе: 227 – на дневную и 336 – на заочную [3, л. 192].
В Кременчугском педагогическом институте, осуществившем в 1940–1941 учебном году свой первый набор, распределение студентов по факультетам было таким [3, л. 192]:
№ п/п |
Факультеты |
Количество студентов |
1 |
Украинского языка и литературы |
48 |
2 |
Русского языка и литературы |
77 |
3 |
Математический |
83 |
|
Вместе |
208 |
Стипендия студентов составляла 130–150 рублей в месяц. На «отлично» и «хорошо» учились 61 % студентов. Газета «Робітник Кременчуччини» в 1939 г. называет фамилии лучших студентов: Гава, Чирва, Логвиненко, Нелида, Позиненко, Лисиченко, Немировская, Криворучко, Левченко, Михно [4]. Учебный процесс в 1940–1941 учебном году обеспечивал профессорско-преподавательский состав в количестве 74 человек, в том числе 73 – на постоянной основе и один совместитель, из них – 8 человек были членами КПСС [1, л. 119], 2 – имели звание профессора и 2 – доцента [6].
Известны фамилии руководителей института: Иваницкий, Кирса И. Я. (1939 г.), Поволоцкий, Пурас И. Н. (до 1939 г.), Полянский Я. Сохранились фамилии некоторых преподавателей института: Кобзарь – преподаватель педагогики, Курлянчик Г. Ф., Шапиро – преподаватели английского языка, Мариенгоф Ф. Е. – преподаватель русского языка, Костланд Н., Кирса М. И. – преподаватели математики, Швидченко – преподаватель физического воспитания, Коротченко М. П. – преподаватель географии, Шутовский – преподаватель физики, Гальперин – преподаватель психологии, был прислан из Харькова, Бруневский – преподаватель политэкономии. Лебедев – преподаватель марксизма-ленинизма, военрук Пиуткин, военрук Зуев Б., Дейчман А. М. – преподаватель истории, Литвинов В. К., Ляшенко, Семашко, Малиевская С. З. [4]. Из разных источников известны фамилии выпускников: Шашло Т. М., Батрак Д., Волков В., Кирнес П., Любарский А., Корнет [7], [8].
По имеющимся на сегодня данным, эвакуироваться институт не успел, многие студенты и преподаватели принимали участие в обороне города в Кременчугской дивизии народного ополчения. Но из 3000 бойцов дивизии известны на сегодня фамилии только около 300.
Итак, первое высшее учебное заведение в городе Кременчуге существовало с сентября 1930 по июль 1941 года. В его непродолжительной истории можно выделить три периода: 1930-1934 гг. – Кременчугский институт социального воспитания; 1934–1940 – Кременчугский учительский институт; 1940-1941 гг. – сосуществование Кременчугского учительского и Кременчугского педагогического институтов. После последней реорганизации осенью 1940 г. было сформировано шесть факультетов в учительском институте, и три – в педагогическом. Для обеспечения учебного процесса были созданы 9 кафедр. В первом институте Кременчуга учились: Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР Сухомлинский В. А., Герой Советского Союза, доктор педагогических наук, профессор, проректор Киевского педагогического института Шашло Т. М., кандидат военных наук, доцент, заведующий отделом сравнительных исследований и прогнозирования НИИ высшего образования Галаган А. И. и многие-многие другие, чьи имена предстоит выявить.
Краткие сведения о некоторых выпускниках и сотрудниках института приводятся ниже
ГАЛАГАН
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
(1917 — ?)
Заведующий отделом сравнительных исследований и прогнозирования НИИ высшего образования; родился в 1917 г.; окончил физико-математический факультет Кременчугского учительского института в 1937 г. и штурманский факультет Ленинградского высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе в 1939 г., кандидат военных наук, доцент [9].
ГОНЧАРЕНКО
МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ
(24.07.1923, хутор Тимошовка Полтавской области – 18.02.2012, г. Нальчик Кабардино-Балкария)
В 1940 году поступил на физико-математический факультет Кременчугского учительского института. 16.07.1941 г. был призван Кременчугским горвоенкоматом в Красную Армию и направлен во второе Ленинградское Краснознаменное военное артиллерийское училище. После окончания училища 24.12.1941 г. Гончаренко был направлен в Сталинградский военный округ, где получил назначение в 54-й запасной артиллерийский полк. С мая 1942 г. в действующей армии. Воевал на Юго-Западном фронте, принимал участие в Сталинградской битве, прошёл с боями от Волги до Днепропетровска, участвовал в освобождении Белоруссии, Польши.
Закончил Великую Отечественную войну на севере Германии при взятии города Росток и острова Рюген в звании гвардии капитана.
За время войны три раза был ранен, один раз контужен. Первое ранение получил в ноябре 1942 года.
После окончания войны находился в Северной группе войск в Германии. В мае 1946 г. был назначен командиром учебной батареи, где служил до демобилизации. В 1958 г. окончил Московскую высшую школу ВЦСПС.
Имел награды: ордена: Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, Красной звезды; медали: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией в Отечественной войне 1941–1945 гг.», польскую медаль «Одер Нейс-Балтика» [10].
КИТАЕВ
ВСЕВОЛОД АЛЕКСЕЕВИЧ
Выпускник Кременчугского педагогического института, участник Великой Отечественной войны.
В 1946–1976 гг. – бессменный директор одной из самых крупных и лучших русскоязычных школ в Кишинёве. Фронтовик, педагог не только по образованию, но и по призванию, он сумел превратить школу в одно из лучших учебных заведений республики.
За годы своего директорства выпустил «в большой мир» 2500 учеников. Среди выпускников школы – известные ученые, врачи, руководители предприятий, журналисты, искусствоведы, спортсмены. Они живут и работают не только в Молдове и странах СНГ, но также в Израиле и США.
37-я школа, ныне лицей им. Н. В. Гоголя, бережно хранит традиции, заложенные когда-то Всеволодом Китаевым. В рамках празднования 100-летнего юбилея лицея, прошедшего 04.10.2001 г., состоялось открытие музея В. А. Китаева и мемориальной доски его имени [11].
МУЖАЙЛО
ИВАН ФЁДОРОВИЧ
До войны–преподаватель Кременчугского педагогического института, командир взвода в истребительном батальоне, боец Кременчугской дивизии народного ополчения. Остался жив после войны [12].
ПУРАС
ИВАН НИКИТОВИЧ
(24.02.1912, с. Бреусовка Козельщинского района Полтавской области – 1999, г. Ангарск)
Иван Никитович Пурас родился в семье бедняка. В 1922 г. вступил в пионеры, затем в комсомол. После школы поступил в Харьковский государственный университет на физико-математический факультет. Вступил в партию. После окончания университета работал директором школы № 22 города Кременчуга, затем был директором Кременчугского учительского института. В 1939 г. по партийной мобилизации был направлен в Московскую разведывательную школу. В начале 1941 г. был назначен начальником погранзаставы в Карпатах.
Войну встретил на рассвете 22 июня 1941 г. За первые три часа был трижды тяжело ранен и отправлен в тыл. После выздоровления его назначили командиром разведывательно-диверсионного отряда, который 21.09.1941 г. забросили в тыл фашистов на Украину (район реки Уж). Два с половиной года Пурас был солдатом невидимого фронта. С февраля 1943 г. советские войска начали гнать фашистов от Сталинграда. Отряд Пураса оказался на освобожденной территории. Из Ставки Верховного Главнокомандования пришел приказ – идти за частями Красной Армии и расследовать злодеяния фашистов в городах и поселках страны. Первым городом на их пути был Краснодон. Отряд под руководством Пураса поднимал молодогвардейцев из шурфа шахты № 5, из ямы в городе Ровеньки, производил опознание и захоронение. Были найдены предатели Почепцов, Кулешов, Нуждин и расстреляны. Когда Иван Никитович уезжал на расследование в другой город, он дал слово родным молодогвардейцев и живым молодогвардейцам, что в городе, где он будет жить после войны, создаст музей молодогвардейцев.
После демобилизации подполковник запаса Пурас И. Н. жил и работал в Ангарске, где создал Музей Победы и был его бессменным руководителем. В 1987 г. Пурасу И. Н. было присвоено звание почётного гражданина города Ангарска [13].
ПОПОВИЧ
АНУФРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Начальник штаба одного из полков Кременчугской дивизии народного ополчения. До войны заведовал военной кафедрой в Кременчугском пединституте. Был ранен в бою на Деевской горе, потерял сознание. Две девочки-комсомолки нашли его в этом состоянии и решили каким-то образом отнести умирать домой. Они положили его в лодку и, рискуя жизнью, транспортировали в штаб, где обнаружили его семью. Впоследствии Попович Ануфрий Григорьевич пытался найти их, но этого ему не удалось.
Жена Ануфрия Григорьевича знала, что в Сибири у них есть родственники. Когда началась эвакуация населения, жена, ее мама и младшие дети, по словам 86-летней жены Поповича Клары Онуфриевны, «несли раненого папу на руках». По прибытии в Сибирь выяснилось, что у Ануфрия Григорьевича открылась язва желудка и для фронта он был уже не пригоден.
В Улан-Удэ, куда эвакуировались из Кременчуга, Попович Ануфрий Григорьевич заведовал военной кафедрой Бурят-Монгольского пединститута [14].
РОТШУЛЬД
ИЛЬЯ АБРАМОВИЧ
Родился в 1902 г. в городе Кременчуге Полтавской области. 05.08.1941 г. призван в ряды Красной Армии Кременчугским ГВК.
До войны – преподаватель Кременчугского педагогического института. После мобилизации направлен в Кременчугскую дивизию народного ополчения, занимал должность батальонного комиссара 1-го полка. Пропал без вести в августе 1941 г. Последний раз его видели однополчане в бою с немцами на Деевской горе под Крюковом [15].
СУХОМЛИНСКИЙ
ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(28.09.1918, с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области – 02.09. 1970, п. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области)
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Родился Сухомлинский В. А. в бедной крестьянской семье. Учился вначале в Васильевской семилетке (1926–1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 г. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском учительском институте и в том же году стал студентом отделения украинского языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 г. прервать учёбу в вузе.
На протяжении 1935–1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 г. вступил в комсомол.
Своё обучение Сухомлинский В. А. продолжил с 1936 г. в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем – преподавателя этих же предметов средней школы. В 1939 г. с отличием окончил Полтавский педагогический институт. С сентября 1939 г. по июнь 1941 г. работал учителем украинского языка и литературы в школе села Онуфриевка Онуфриевского района Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 г. призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 г. был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 гг. работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 г. – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 г. до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса [16].
ШАШЛО
ТИМОФЕЙ МАКСИМОВИЧ
(21.02.1915, с. Куцеволовка ныне Онуфриевского района Кировоградской области – 1989, г. Киев)
Родился в крестьянской семье. Закончил Кременчугский педагогический институт. Работал учителем, директором школы в с. Млынок Онуфриевского р-на.
В Советской Армии с 1939 г. На фронте Великой Отечественной войны с 1941 г. Командир танка 1-го танкового полка (1-я танковая бригада, 21-я армия, Юго-Западный фронт) старший сержант Шашло в с. Штеповка (Лебединский р-н Сумской обл.) 01.10.1941 г., неоднократно контратакуя противника, уничтожил танк и до 40 транспортных машин.
Звание Героя Советского Союза присвоено 20.11.1941 г.
В 1942 г. окончил курсы политсостава при Военной академии механизации и моторизации РККА. Начальник политотдела танковой бригады подполковник Шашло участвовал в советско-японской войне 1945 г.
С 1946 г. – в запасе. В 1948 г. окончил партшколу при ЦК КП Украины. Жил в Киеве. Работал секретарём райкома партии, заведующим отделом народного образования, проректором Киевского педагогического института.
Доктор педагогических наук, профессор.
Награжден: двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
Именем Героя названа улица в с. Штеповка.
Умер в 1989 г. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве [17].
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный архив Полтавской области. –Ф. 3938. –Оп. 1. – Д. 194.Сводная ведомость о количестве учебных заведений и учащихся в Полтавской области в 1939–1940 гг.
2. Там же. –Д. 319.Сеть институтов, техникумов и школ ФЗО в Полтавской области в первом квартале 1940 г.
3. Там же. –Д.317. Сведения об учебных и культурно-развлекательных учреждениях в Полтавской области в 1940–1941 гг.
4. Кирса І. Я. Роки зростання / І. Я. Кирса // Робітник Кременчуччини. – 1939. – № 54 (6071). – С. 3.
5. Зайченко П. Парторганізація інституту в боротьбі за ліквідацію наслідків шкідництва / П. Зайченко // Робітник Кременчуччини. – 1939. – № 33 (6050). – С. 2.
6. До 10-річчя з часу заснування педінституту // Робітник Кременчуччини. – 1940. – 10.09.
7. Корнет О. Зустріч через 43 роки / О. Корнет // Кременчуцька зоря. – 1975. – № 78 (11820). – С. 3.
8. Корнет О. Здрастуй, наш Кременчук! / О. Корнет // Кременчуцька зоря. – 1977. – № 111 (12174). – С. 4.
9. Галаган Андрей Иванович [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Кansk.reviewportal.org/reviews.do?id=O10889.
10. Абсалямов А. Гончаренко Михаил Степанович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kbsu.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1895:2011-10-05-08-34-42&catid=167:18-1407-7—2010&Itemid=105.
11. Деревенщикова С. «Сейчас будет чудо!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kishinev.ru/personal/47056.htm.
12. Список ополченцев [Электронный ресурс].
13. Почётные граждане Ангарска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.angarskinfo.ru/index_2.php?dir=angarsk&page=grajd/puras.html&dirr=angarsk.
14. Список ополченцев [Электронный ресурс].
15. Список ополченцев [Электронный ресурс].
16. Василий Сухомлинский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livelib.ru/author/237524.
17. Герои Советского Союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4884.
АВТОР: ЛУШАКОВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА