История Кременчугского завода дорожных машин
Публичное акционерное общество «Кременчугский завод дорожных машин «КРЕДМАШ» — ведущий производитель асфальтосмесительных установок и запасных частей к ним. Последние 60 лет завод специализируется на разработке, выпуске и поставке асфальтосмесительных, грунтосмесительных установок, а также специальных автотранспортных средств — битумовозов, автогудронаторов, комбинированных дорожных машин с поливомоечным и пескоразбрасывательным оборудованием. Начиная с 1949 года изготовлено свыше 22 тысяч асфальтобетонных заводов (АБЗ). Продукция предприятия эксплуатируется более чем в 50 странах мира.
История завода начинается с 1870 года, когда была выпущена первая продукция — конные приводы, молотилки, соломорезки и запасные части к ним. Это было первое в Полтавской губернии предприятие по производству сельскохозяйственных машин, также выполнявшее заказы для железных дорог (через город проходили Харьковская-Кременчугская и Елисаветградская-Кременчугская железные дороги). Изделия завода Баутца (первого владельца) шли нарасхват, хозяин ежегодно получал большие прибыли.
В конце 90-х годов XIX столетия завод приобрел купец 1-й гильдии И.Андер. В официальной статистике это предприятие именовалось Механическим чугунолитейным заводом. На заводе в то время работало 65 человек: 21 литейщик, 22 слесаря, 10 токарей, 5 кузнецов, 3 модельщика, 3 маляра и машинист. Рекламное объявление гласило:
Механический чугунолитейный завод. Склад земледельческих машин. И.Андер.В Кременчуге.
На ярмарочной площади в собственном доме.
Отливка предметов из чугуна и меди и производство всякого рода механических работ. Нарезка и шлифовка металлических и фарфоровых вальцев. При заводе имеются всегда в большом запасе: принадлежности к механическим и земледельческим машинам. Адрес для писем и телеграмм: Андеру, Кременчуг».
После революции завод, перешедший в подчинение губземотдела, оставался единственным в Полтавской губернии, кто производил и ремонтировал сельскохозяйственные машины и орудия.
Знаменательным в жизни завода стал 1930 год: предприятие изменило профиль производства и перешло на выпуск дорожных машин. Масштаб дорожных работ в годы индустриализации быстро увеличивался, и в 1933 году постановлением Совнаркома СССР было создано Дормашобъединение», которому передали шесть машиностроительных заводов для организации производства дорожных машин. В число этих заводов входил и Кременчугский завод. Производство началось с выпуска прицепных катков, канавокопателей, конных с реперов с ковшом вместимостью 0,3 кубометра, цистерн для горючего и запасных частей к тракторам. К 1-му мая 1934 года был изготовлен первый автогудронатор. Кременчугские автогудронаторы работали на многих важных объектах в Москве, Киеве, Горьком и получили высокую оценку коллективов «Мособлстроя», «Мосдорстроя» и др.
В 1937 году завод выпустил 15 типов новых машин: модернизированные грейдеры, ручные гудронаторы, механические щетки, ползунковые скреперы, маркировочные и эмульсионные машины. В 1938-41 годах налажен выпуск бензозаправщиков на базе автомобиля ЗИС.
В августе 1941 года завод эвакуируется в город Курган, где на его основе был создан Курганский завод дорожных машин. В короткое время было освоено 10 видов продукции для фронта — бензозаправщики, бензоконтейнеры, огнеметы, детали к орудиям и другие изделия.
В период оккупации города Кременчуга фашистами завод был полностью разрушен, и поднимать его пришлось из руин. В сложных условиях машиностроители осваивали выпуск дорожной техники. В 1946 году изготавливались автогудронаторы, дорожные щетки Д-154, гладкие катки Д-126, кулачковые катки Д-130 и Д-220, прицепные плужные канавокопатели Д-267, КМ-800 и КМ-1000, битумоплавильные агрегаты Д-122 и начат выпуск товаров народного потребления. Заводчане выполняли заказы для строителей Куйбышевской, Сталинградской, Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Туркменского каналов.
Первый опытный образец смесителя асфальтобетона Д-225 производительностью 10-12 т/час изготовлен в 1949 году. Это было началом большой, перспективной работы по созданию целого семейства комплектов технологического оборудования для производства асфальтобетонных смесей.
Асфальтосмеситель Д-225 представлялся на международных ярмарках в Лейпциге и Загребе. В 1955 году завод освоил выпуск асфальтосмесительных установок на экспорт. Экспортируя изделия, завод оказывал помощь в их освоении — наши специалисты выезжали за рубеж для обучения местного обслуживающего персонала правилам монтажа, эксплуатации и технического обслуживания.
В 1955 году Правительство СССР приняло ряд постановлений, предусматривающих дальнейшее развитие строительного и дорожного машиностроения, с конкретными заданиями по увеличению мощности предприятий и созданию современных типов дорожных машин.
В 1960 году Постановлением Совета Министров СССР Кременчугский завод дорожных машин определен головным предприятием по выпуску асфальтосмесительных установок и грунтоуплотняющих прицепных катков.
В декабре 1960 года был выпущен 1000-й асфальтосмеситель марки Д-225. К этому году коллектив освоил выпуск 43 видов дорожных машин.
Значительные капиталовложения в развитие производства в начале 60-х годов позволили расширить цеха, установить новое оборудование. Общая площадь, которую занимало предприятие, равнялась 22 гектарам, крытые помещения составляли 44 900 квадратных метров. Парк металлорежущих станков насчитывал 521 единицу.
В декабре 1965 года на заводе было создано мощное специальное конструкторское бюро «Дормаш», получившее статус ведущего по разработке асфальтосмесительных установок. Численность сотрудников СКБ превышала 400 человек.
В декабре 1985 года Совет Министров СССР принял постановление «О генеральной схеме управления строительным, дорожным и коммунальным машиностроением», в соответствии с которым было создано Кременчугское ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение «Дормашина» имени В.И.Ленина в составе Кременчугского завода дорожных машин, СКБ «Дормаш», Николаевского завода «Дормашина» имени 50-летия Великого Октября и Рыбинского завода дорожных машин.
За истекшие годы несколькими поколениями заводчан создан мощный производственный потенциал, благодаря которому коллектив завода способен решать сложные технические задачи производства современной дорожно-строительной техники. Это стало возможным также благодаря постоянной работе по техническому перевооружению предприятия. В результате реконструкции завода по проектам Харьковского института «Укргипромаш», Брянского отраслевого института ГПИ «Строймаш» в 60-70-х годах 20-го столетия построены и введены в эксплуатацию:
• механосборочный корпус производственной площадью 14 000 кв.м;
• малярный корпус площадью 2870 кв.м;
• чугунолитейный цех проектной мощностью 13 000 тонн чугунного литья в год;
• компрессорная станция в блоке с ЦРП;
• объекты сантехнического и энергетического назначения;
• 5-тиэтажный инженерно-лабораторный корпус общей площадью 7 800 кв.м.;
• корпус дорожной техники, состоящий из пяти пролетов, общей площадью 25 500 кв.м.;
• здание научно-технического центра площадью 3 240 кв.м.
Октябрь 1993 г. Кременчугский государственный завод дорожных машин вошел в систему Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины.
1994 год. Открытое акционерное общество «Кременчугский государственный завод дорожных машин» входит в Государственный комитет промышленной политики Украины.
В 1994-м году предприятие было приватизировано. В мае этого года на основании указа Фонда госимущества Украины горсовет зарегистрировал завод как ОАО «Кременчугские дорожные машины» – предприятие с частной собственностью. Прорывом в восточную Европу стали поставки асфальтосмесительных установок ДС-168, ДС-185 и КДМ 201 для строительства международного транспортного коридора, который проходит по территории Венгрии, Сербии, Болгарии и Румынии.
Этапом дальнейшего подъёма стал 2006-й год. Активная рекламно-имиджевая работа, создание новых моделей асфальтосмесителей способствовали увеличению числа заказов от потребителей. За год было реализовано 58 установок. Объёмы производства возросли на 13%. В 2006-м году потребителям были предложены новые усовершенствованные асфальтосмесители КДМ 20163 и КДМ 20167, изготовлена первая установка ДС-1853М повышенной монтажной готовности. Сорок одна установка из 58-ми реализованных укомплектована микропроцессорной системой управления, девятнадцать – рукавными фильтрами. Это гарантирует высокую экологическую безопасность. Только за четыре года (с 2002-го по 2006-й) изготовлено и реализовано 237 асфальто- и грунтосмесительных установок.
Также 2006-й год стал юбилейным для самого популярного товара народного потребления с маркой «Кредмаш» – закаточной машинки, применяемой в консервировании продуктов. Был выпущен шестимиллионный её экземпляр. Наша закаточная машинка успешно продаётся не только на украинском рынке. Её большими партиями закупают потребители Азербайджана, Молдовы, России, Казахстана. Спрос на машинку никогда не падает. Стоит отметить, что в последние годы производство этого товара выросло до 75 тысяч штук в месяц.
Успехи 2006-го года воплотились в полученных предприятием наградах: «Лидер Национального бизнес-рейтинга», «Лидер отрасли», «Лучший работодатель года» и других. В этом же году ОАО «Кредмаш» подтвердило сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001:2000 и получило сертификат от мирового эксперта сертификации – Группы компаний SGS.
Одним из успешных годов последнего десятилетия можно, безусловно, считать 2007-й год. Спрос на дорожную технику марки «Кредмаш» стабильно возрастал. Портфель заказов был сформирован на полгода вперёд. За год завод отправил потребителям 93 установки, в том числе, 25 асфальтосмесителей новой серии КДМ 201. На рынок вышли новые модификации асфальтосмесителей – ДС-16867, КДМ 2013М, КДМ 2017. На установки повышенной монтажной готовности за несколько лет спрос возрос в семь раз. В 2007-м году было выпущено рекордное количество модификаций асфальтосмесителей – 24 (вдвое больше, чем в прошлые годы). При изготовлении новых образцов техники начали использоваться качественные комплектующие ведущих зарубежных фирм. Общие инвестиции в совершенствование производства составили 14,5 млн. грн. Прибыль, полученная в 2007-м году, позволила увеличить фонд оплаты труда на 55,7%.
Все основные модели выпускаемых асфальтосмесительных установок – ДС-168, ДС-185 и КДМ 201 – в 2007-м году были удостоены звания «Лучший отечественный товар». Предприятие получило статус «Лучшего производителя товаров в Украине». В честь 70-летия Полтавской области ОАО «Кредмаш» было награждено Почётной Грамотой Кабинета Министров Украины.
С большими надеждами коллектив завода встречал 2008-й год, однако он стал началом кризиса и перечеркнул многие планы. И всё-таки успешная работа в первом полугодии, до кризисной осени, позволила получить достойный общий результат года. Рост объёмов производства составил 15,6%, было выпущено продукции на 380 млн. грн. План производства и реализации выполнен на 100%, изготовлено 102 асфальтосмесительные установки – рекордное количество за всю современную историю завода. Эксплуатационникам представлен новый образец асфальтосмесителя – ДС-1683М повышенной монтажной готовности. Предприятие за достигнутые успехи было удостоено почётных званий «Лидер экономики Украины» и «Экспортёр года».
В 2009-м и 2010-м годах ОАО «Кредмаш» предпринимало огромные усилия для преодоления кризиса и возвращения к стабильной работе. Несмотря на трудности, завод работал без остановок, дормашевцы вовремя получали зарплату. В 2009-м году было реализовано 26 установок, за восемь месяцев 2010-го года – тридцать. Объёмы реализации возросли на 39,7%. Продано продукции на 141221,2 тыс. грн. На экспорт поставлено 76,3% продукции.
2010-й год – особенный в истории развития Кременчугского завода дорожных машин. Ему исполнилось 140 лет. Коллектив подошёл к этой дате со стабильной работой, укреплением своих позиций на рынке дорожной техники. Основным заказчиком асфальтосмесителей является Российская Федерация, которая покупает установки для реконструкции дорожных магистралей в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде 2014-го года. В Южный Федеральный округ в последнее время поставлено более десятка асфальтосмесительных установок.
Высокая конкуренция на рынке сбыта заставляет специалистов завода работать над новыми, усовершенствованными образцами техники, отвечающими наивысшим международным стандартам. За последнее время дорожникам уже предложены новые модификации всех моделей установок (ДС-168, ДС-185 и КДМ 201): с пятифракционной системой грохочения и регулируемой системой дозирования каменных материалов; грунтосмесителей и асфальтосмесителей повышенной производительности, уровня автоматизации управления, с усовершенствованными и новыми агрегатами. Завод получал заказ от оборонного комплекса Украины на изготовление транспортных средств.
2011-й и 2012-й года также оказались благоприятными для предприятия.
В 2011-м году произошли изменения в названии предприятия: Открытое Акционерное Общество «Кременчугский завод дорожных машин» стало называться Публичное Акционерное Общество «Кременчугский завод дорожных машин». Реорганизовалось структурное управление предприятием, что позволило повысить эффективность менеджмента на всех уровнях. Было много сделано для технического перевооружения завода.
По экономическим результатам 2012-й год стал самым успешным за последние десять лет. Было произведено 68 асфальтосмесительных установок, реализовано – 72. Изготовлена асфальтосмесительная установка ДС-1687Р, которая соответствует всем техническим регламентам. Сейчас коллектив завода усиленно работает над созданием модельного ряда асфальтосмесителей КДМ 205 в автогабарите, что позволит достичь большей экономии средств при перевозке техники и сделает установки доступнее для потребителей.
Пресс служба ПАО Кредмаш