Кременчугские истребительные батальоны

Сегодня 22 июня — очередная годовщина печального события — начала Великой Отечественной Войны. Сейчас по разному оценивают тех, уже ставшие далекими, события. Но это никогда не уменьшит подвиг простых людей, которые встали на защиту своей земли. О них, простых людях, не призывного возраста, которые могли отсидеться дома, но взяли в руки оружие и пошли воевать наш сегодня рассказ. О Кременчугских истребительных батальонах. Почему батальонах — по некоторым данным их в городе было четыре. К сожалению, информации по ним практически нет в открытых архивах, а архивы органов НКВД пока что за период войны закрыты для исследований.

На старом красивом здании в центре Кременчуга по ул. Октябрьской 8/54 мемориальная доска:

Июнь 1941 года, первые дни войны. Красная Армия ведет тяжелые бои и отступает по всему фронту. В тылу армии начинает действовать 5 колонна — диверсанты, бандиты, предатели. Органы НКВД не в состоянии по своей численности и возможностям прикрыть и взять под охрану все важнейшие обьекты в городах и поселках. Это и понятно — многие чекисты с первых дней ушли в действующую армию, да и ресурсность органов внутренних дел не рассчитана на военное время.

Уже 24 июня 1941, через два дня после начала войны, Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановления:  «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами в прифронтовой полосе» и «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Истребительные батальоны предназначались для борьбы с воздушными десантами противника, обеспечения порядка в районах, охраны заводов и фабрик. Комплектовались добровольцами из партийного, комсомольского и профсоюзного актива и трудящихся, не подлежавших первоочередному призыву в армию. Руководство деятельностью Истребительными батальонами осуществляли местные Управление НКВД. Командирами назначались оперативные работники органов НКВД или начальники районных отделений милиции, руководящие партийные и советские работники.

25 июня 1941 года бюро Полтавского обкома КП(б) У принимает постановление в котором говорилось:

«1.Возложить на органы НКВД задания организации борьбы против парашютных  диверсантов, с этой целью при городских и районных отделах НКВД сформировать истребительные  батальоны численностью в 200 человек из числа проверенного партийного, комсомольского, советского актива, способного владеть оружием.

2. Поручить начальнику облуправления НКВД назначить начальниками истребительных батальонов надежных оперативных работников НКВД и милиции

3. Предоставить истребительным батальонам право пользования в необходимых случаях всеми видами местной связи, транспорта (автомашины, мотоциклы, велосипеды, лошади под верх и подводы), предворительно определив определенное количество, и обеспечив возможность его использования в момент необходимости.

4. Обязать всех первых секретарей РК КП (б)У под их тличную гответственность оказывать всяческое содействие органам НКВД в деле организации и укомплектования истребительных батальонов по борьбе с парашютными десантами противника, обеспечить их необходимым транспортом, выделить специальное помещение для расквартирования истребительных батальонов.

Несение обязанностей бойцов истребительных батальонов должно быть организовано, как почетная и ответственная задача большевиков без освобождения от производства.

Не позже 24 час. полностью укомплектовать истребительные батальоны проверенными коммунистами, комсомольцами и безпартийным активом, способных владеть оружием. Подобрать и утвердить на бюро РК КП (б) У заместителей командиров по политической части и политруков взводов из числа наиболее политически грамотных и стойких коммунистов».  

И  буквально  на  второй  день  в  Кременчуге  началось  формирование  истребительного  батальона,  который  в  короткий  срок  был  сформирован  и  приступил  к  выполнению служебного назначения. Бойцы были вооружены винтовками, пистолетами, охотничьими ружьями, бутылками с зажигательной смесью. Часть оружия срочно приводилась в боевоче состояние путем переделки из учебного на предприятиях города.

Батальон находился в здании городского управления милиции. Командиром батальона был назначен начальник 1го отделения милиции Григорий Семенович Сиряченко, начальником штаба батальона лаборант Кременчугской электростанции Фильщинский Владимир Вениаминович. Комиссаром батальона…. а вот здесь произошла неприятная история — первоначально комиссаром батальона был назначен директор школы №4 Немирович, а секретарем парторганизации — директор школы №1 Коваленко Иван Дмитриевич. В ночь с 9 на 10 августа 1941 года комиссар батальона Немирович дезертировал и его обязанности стал выполнять секретарь парторганизации Коваленко Иван Дмитриевич.

В соответствии со своим основным назначением, бойцы истребительного батальона днём и ночью, совместно с милицией патрулировали улицы  Кременчуга, охраняли предприятия и организации Кременчуга, прочесывали  местность,  проверяли  документы,  в случае необходимости  устраивали  облавы,  осуществляли  вооруженные операции по  задержанию  или ликвидации  групп  и отдельных диверсантов,  вычисляли  и  диверсантов,  которые просачивались через линию фронта  или десантировались из самолетов.

Командир взвода, бывший военрук Кременчугского пединститута Мужайло Иван Сергеевич вспоминал: 

“В начале июля 1941 г. был сформирован Кременчугский отдельный истребительный батальон численностью 300 человек, организованный из 4 взводов. Командир батальона – Сиряченко Григорий Семенович.

 Меня назначили командиром 3-го взвода. Взвод состоял из 75 человек. Назначение батальона было вести борьбу с диверсантами, шпионами и провокаторами. На вооружении взвода было огнестрельное оружие – пулеметы, винтовки, гранаты и бутылки с горючей жидкостью.

 Взвод принимал участие в разгрузке барж и пароходов с ценными материалами и зерном. Разгрузка проходила в ночное время без освещения, все материалы и зерно вывозились на территорию артсклада, а дальше грузились в вагоны и эвакуировались вглубь страны.

 После оккупации противником правого берега Днепра взвод держал оборону на левом берегу в районе железнодорожного моста. До прихода подкрепления 297 дивизии взвод был направлен на разгрузку вагонов с боеприпасами и доставлял их державшим оборону артиллерийским частям дивизии, не допускавшим форсирования Днепра”.

По архивным материалам удалось восстановить имена некоторых бойцов этого истребительного батальона:

Командирами подразделений истребительного батальона были люди, имеющие военный опыт:

военрук фельдшерской школы Пиуткин Николай Петрович,

военрук Кременчугского пединститута Мужайло Иван Сергеевич,

военрук библиотечного техникума Горган Митрофан Герасимович.

Бойцами истребительного батальона были разные люди, разного положения, возраста, рода деятельности. Это и:

Соколовский Иосиф Моисеевич — завхоз хлебзавода,

Офингейдин Александр Натанович — водитель автомашины,

Пилипенко Григорий Иванович — автослесарь Кременчугской конторы Полтаватранс

Прилипко — директор школы №9

Остапенко Николай Никитович — кредитный инспектор Кременчугского отделения Госбанка

Борщов Иван Григорьевич — слесарь макаронной фабрики

Беляченко Михаил Ерофеевич — грузчик махорочной фабрики

Лознер Арон Давидович — зав складом трикотажной фабрики

Кержнер Ишика Хаимович — зав. парикмахерской артели За социалистическую собственность

Яворский Яков Иосифович — парикмахер  артели За социалистическую собственность

Митин Антон Федорович — кладовщик кондитерской фабрики

Белецкий Тихон Иванович — водитель автомобиля

Засульский Иван — помощник оперуполномоченного 1го отделения милиции, старшина батальона

Дробаха Елисей — милиционер

Ревняга Иосиф Матвеевич — технорук в заготзерне

Шумахер Илья — работник типографии

Козетов — работник суконной фабрики

Никифоров Борис

Смелянский Илья,

Сундуков

Гольберт

Назаренко Екатерина — медсестра

и многие другие. Списки бойцов истребительных батальонов нашего города только начинают восстанавливаться.

Крюковский истребительный батальон

На правом берегу Днепра в Крюкове был также создан истребительный батальон. Состоял он в основном из рабочих вагонного завода. Кто командывал батальоном в Крюкове на начальном этапе сегодня не известно, известно только что его комиссаром был Слепухин Александр Васильевич, который с 1 августа 1941 года стал командиром батальона.

Среди его бойцов были:

Зинченко Яков Алексеевич

Зинченко Флор Флорович

Иванов Георгий Инокентьевич

Самет Александр Моисеевич

Обыденков Константин Ильич

Пичкур Виктор Павлович

Полянников Михаил Васильевич

Драгоморецкий Степан Михайлович

Губин Иван Федорович

Завьялов Иван Иванович

ЛяпкалоД.И. — директор школы №3 — по некоторым данным был командиром истребительного батальона. Но когда и какого именно — это тема дополнительных исследований.

и многие другие.

2й истребительный батальон или истребительная рота на воде

Истребительный  батальон,  который  был  сформирован  в  городе  Кременчугена базе  спасательной  станции,  носил  название –  истребительная  рота  на  воде.  В  ее  состав  входили  все  штатные подразделы речного флота, которые находились в акватории портового города Кременчуга,  молодежь, которая на то время не была призвана в ряды армии, и пожилые люди, которые не подлежали призыву.  Всего в состав роты входило около 100 человек.

Мужество и изобретательность обнаружили бойцы роты истребительного батальона, как их тогда  называли –  водники,  в это время.  Вот  как  об  этом  рассказывается  в «Докладной  записке  спасательной  службы Союзосводу СССР о перестройке  работы на  военный  способ»  от 2  октября 1941  года: «Личный  состав  спасательной  службы  Кременчугского  Освода  (Укросвод)  к  занятию  города  врагом  самоотверженно  провел  работу  по  спасению  бойцов  Красной Армии. В августе месяце авиация противника разбомбила переправу через Днепр. Наша пехота, в количестве около 1000 человек, оказалась в воде. Благодаря принятым мерам спасательной  службе,  привлекшей  актив  осводовцев,  большинство  бойцов  из  воды  были извлечены,  а  понтонная  переправа  была  с  помощью  легких  водолазов (от Кременчугского Освода) восстановлена полностью».

Вспоминает Евгений Николаевич Георгиев — в 1941 году — начальник спасательной станции на Днепре в г.Кременчуг:

«Кременчук на початку війни запам’ятався перш за все промовою Молотова, яку я почув з репродуктора на вул. Леніна. Промова була для нас чітка та зрозуміла. Ми вірили в сили своєї держави, її армії. Тому жодних вагань щодо переможного і досить швидко кінця війни не було. Так нас виховували (хоча між собою говорили, що Німеччина дуже серйозний супротивник і легко нам точно не буде). Тому в місті жодних проявів паніки я тоді не зустрічав. Сотні чоловіків без жодних викликів пішли до військкомату і подали заяви із проханням направити їх на фронт. Мене викликали до міськкому партії і доручили формування 2-го винищувального батальйону, якому було поставлене завдання обороняти переправу на Дніпрі, тобто район біля мосту. Батальйон був сформований з літніх людей, які не потрапляли під призов, та молоді, що працювала дружинниками у мене на станції – кількістю 40 чоловік. Озброїли нас гвинтівками та пістолетами, через декілька днів передали катер із зенітним кулеметом для охорони мосту. Ніяких навчань не передбачалося, адже часу було обмаль. До того ж вся молодь батальйону пройшла через ГТО – і всі ми були готові до праці та оборони. Хотів би відзначити дії військової влади міста. І військовий комендант тов. Дикий постійно був у Кременчуці, контролював хід евакуації, будівництво оборонних рубежів, мобілізацію населення, формування дивізії народного ополчення, винищувальних батальйонів, постійно бував на підприємствах та у військах і фактично останнім покинули місто на початку вересня. Це те, що я бачив та знаю і впевнено говорю. Хоча у прізвищах можу помилятися, адже стільки часу пройшло.

Серед дій батальйону відмічу період липень – серпень 41-го. З Києва пароплави щоденно тягнули баржі з евакуйованими киянами, в основному – жінками та дітьми. Німецькі літаки в районі Кременчука дуже часто атакували баржі. Іноді окремі капітани просто відчіпляли баржу від катера і залишали під бомбами напризволяще. Ось тоді, на своєму катері, ми і «вступали у бій», на середині річці тросом арканили баржу і тягнули до берега під бомбардування фашистських літаків, висаджували переляканих жінок з дітьми і доставляли на залізничний вокзал, звідки їх евакуювали углиб країни. Після війни мені дуже хотілося зустріти одного з цих капітанів і подивитися йому у очі, можливо, я б побачив хоча б невеличке відчуття провини. Не знаю, можливо. Батальйон закінчив свою бойову діяльність наприкінці серпня, коли ворог був вже у Крюкові, міст зірваний і місто було у військовій облозі. Молодь батальйону, в тому числі і я, була призвана у діючу армію, літні люди до тилових частин. Не знаю, як можна оцінити наші дії. Ми просто виконували свій обов’язок – захищали рідну землю від ворога.»

Железнодорожный истребительный отряд

Известно, что железножорожный истребительный отряд был создан из работников Кременчугского железнодорожного узла, занимался охраной жд обьектов, в том числе совместно с 3 ротой 81 полка 5 дивизии войск НКВД по охране железных дорог — охраной моста через Днепр. Возглавлял этот отряд — оперуполномоченный линейного отдела милиции станции Кременчуг Т.Г. Кульбачко.

 Деятельность железнодорожников еще предстоит исследовать.

Из докладной записки зам начальника УНКВД по Полтавской области Федорова следует: «Кременчугские батальоны принимали участие в тактических учениях по уничтожению десанта противника совместно с войсковыми частями местного гарнизова и получили хорошую оценку местного командывания».

 В дальнейшем  Кременчугский  истребительный  батальон  проявил  себя,  как  хорошо  организовано воинское подразделение, способный самостоятельно решать оперативные задания.   В процессе  взаимодействия  с  регулярными  войсками  истребительный  батальон,  вместе с  остатками ополченцев, впоследствии влился в 297-ю стрелковую дивизию.   Именно с 19 августа 1941 года оборона Кременчуга была положена на 297-юстрелковую  дивизию 38-и армии.

Из  уцелевших  ополченцев  и  бойцов  истребительного  батальона  был  сформирован  стрелецкий полк, который до 12 сентября 1941 года мужественно защищал родной город.   Героическая оборона воинов 297-и стрелковой дивизии и Кременчугского ополчения почти  на целый месяц сковала значительные силы враждебных войск на этом участке фронта.   Даже  в  те  тяжелые  времена  мужество  защитников Кременчуга  было  оценено  достойно.  За  храбрость и героизм были награждены: орденами – 112 и медалями – 609 человек.

Кстати,  в ходе  освобождения  украинских  земель  от  захватчиков,  органы  власти  опять  возвращались к таким проверенным гарантам безопасности и нормального функционирования тыла, как  истребительные батальоны.

В Кременчуге, с октября 1943 года по мая 1944 года, действовал такой истребительный  батальон, но это отдельная страница в летописи нашего города.   Ополчение,  истребительные  батальоны,  другие  формы  добровольных  народных  формирований, стали  ярким  примером  самоотверженности,  мужества  и  отваги  кременчужан, в  борьбе  с  врагом.  Бесспорным  является  тот факт, что  все  они  сыграли  крайне  важную  роль  в  защите нашего города.  Тысячи известных и безымянных героев отдали свою жизнь отстаивая право тогдашнего  и грядущего поколений на свободу и мир.