Кременчугские караимы
Еще в 1594 году, посол немецкого императора Рудольфа II Эрих Лясота, — который направлялся к запорожским казакам, в своем дневнике отметил, что на правом берегу Днепра, ниже реки Тясмин, напротив Кременчуга, стоит старая татарская мечеть. О мечети той упоминается и в «Книге Большому чертежу» — составленное в Московии «подробное описанiе карты всей Русии и соседнихъ государствъ» (XVI-XVII вв.): «А нiже Волчiихъ Водъ пала въ Самарь река Быкъ, отъ Волчiихъ Водъ верстъ съ десять. А межъ Волчiихъ Водъ и Быка мечеть татарская каменная, саженъ ее съ двадцать; а лесу съ техъ местъ до Перекопи нетъ. А вверхъ по Быку дорога Муравская. А на леве отъ Волчiихъ Водъ, верхъ реке Тору; а река Торъ пала в Донецъ. А отъ Волчiихъ Водъ и отъ татарской мечети до Конскихъ Водъ верстъ со 100 и больше будетъ».
Как видим, самое северное татарское поселение на Днепре, которое упоминают древние путешественники, было расположено на правом берегу Днепра, напротив современного Кременчуга.
С давних времен Кременчуг известен как торговый город, что объясняется выгодным географическим расположением – стоит он на главной водной артерии Украины – Днепре, на перекрестке старинных торговых путей — Ромодановского и Муравского.
В 1571 году, с целью обороны Левобережного Приднепровья и «воспрепятствия бегству крестьян южнее, на Сечь», на гранитных кряжах левого берега Днепра была заложена крепость. Вначале это был деревянный замок, окруженный земляным валом и частоколом. Интересную запись о Кременчугской крепости оставил академик В. Ф. Зуев: «…Крепость представляла собою пространство, окруженное невысоким валом и рвом, наполовину засыпанным землей. В крепость вели одни ворота, в прочих же местах ездили прямо через вал. В углу крепости, к Днепру, была другая маленькая крепостца, в которой хранился порох и казна… За крепостью, расходясь от нее прямыми линиями, шли широкие улицы, одна из которых, по направлению к Днепру, имела мостовую».
Арабские источники описывают крепость так: «Ее называют Яшлавуз-Керман. Это деревянная крепость. О том же, что внутренняя часть крепости — каменная, и о том, что она подчинена гетману-полковнику, а также о событиях, которые произошли в 1067 (1656-57) году, т. е. в тот год, когда хан Мухаммед-Гирей ходил в области поляков и сражался с лагерем сына Ракоци, подробно рассказано под соответствующим годом. Там же имеется и описание крепости. Внутри это каменная крепость. В этот раз, хотя Яшлавуз-Керман и оказалась охваченной жестоким огнем, она продолжала жить и в огне, как саламандра. Татарские воины подверглись пушечному обстрелу и не смогли подойти вплотную к ней. Однако все четыре ее стороны подвергались обстрелу в течение пяти дней и пяти ночей, и, пока она горела, татары успели взять безграничное и бесконечное количество пленных и имущества из сокровищниц».
О названии города Кременчуг сложилось предание: когда на пути плывших по Днепру казачьих лодок появлялись пороги, впередсмотрящий оповещал: «Кремінь! Чув?!».
«Исторические сведенья о Кременчуге глазами современников 1875 года» повествуют следующее: «Можно допустить что Кременчуг есть испорченное название «Керменчик», а Керменчиков весьма много было у татар, и даже теперь ещё сохранились названия некоторых, уже опустевших укреплений. Кеппень, в описании древностей южного берега, утверждает, что Кременчуг, при Днепре, получил название от слова Кременчик. Калмыки и поныне именуют г. Черкассы — Кермень. «Керь» – значит возвышенность или бугор. У Карамзина (т. VIII) нередко встречается слово Кременчик вместо Керменчик».
Топонимик О. Стрижак считает, что оно происходит от слова «кечмен» — «крепость».
Версия о тюркском происхождении названия города – более веская.
Доподлинно неизвестно, когда появился в кременчугских краях первый караим, но, наверняка, из Хазарии, и из других мест, проникали они сюда.
Уездный город Кременчуг, в Полтавской губернии, резко выделялся среди других городов торгово-промышленным развитием. Этому способствовало его местоположение на пересечении старых грунтовых торговых путей. В век бурного развития промышленности и торговли по ним были проложены железные дороги, связавшие город с северным Балтийским и южным Чёрным морями. Водная же магистраль по Днепру, традиционно использовалась для сплава леса из Белоруссии и поставкам хлеба и соли в центр России.
В этом отношении Кременчуг далеко опередил губернский город Полтаву — город служилого, чиновничьего и ремесленно-кустарного люда, самой большой гордостью которого была Полтавская битва. Именно это событие сохранило за ней статус областного города.
Кременчуг превосходил Полтаву и численно. Так, по данным Первой Имперской переписи населения, численность жителей Кременчуга составляла 58 648 человек, а Полтавы – 53 060.
Первая мировая война ещё больше подняла экономическую роль города – сюда был эвакуирован из Варшавы оружейный (металлообрабатывающий) завод «Лильпоп, Рау и Левинштейн». Это обстоятельство, а также приток беженцев из западных районов Российской Империи, способствовало росту численности населения.
Благодаря выгодному географическому положению, Кременчуг, в течение первой половины XIX cт., превратился в самый большой промышленный и торговый город Полтавской губернии.
В 1820 году в городе насчитывалось 44 вида ремесел.
В 1839 году первая машиностроительная фабрика в городе начала выпускать молотилки и сеялки.
1842 год ознаменовался открытием табачной и суконной фабрик. В конце 40-х годов в Крюкове и Кременчуге работало 6 кожевенных, 7 свечных, 3 мыловаренных и 17 салотопных заводов.
К 1861 году в городе насчитывалось уже 41 промышленное предприятие. Среди них были пивоваренные, медоваренные и канатные заводы, мельницы, винокурни.
Данные о развитии промышленности и торговли Кременчуга, во второй половине XIX века, свидетельствуют о капитализации хозяйства.
Однако, существующая в Российской империи финансово – кредитная система во многом тормозила развитие промышленности и торговли.
Коммерческий кредит, в те годы, формировался полулегально, в среде ростовщиков и, благодаря миллионным оборотам, Кременчуг, в середине XIX cт., превратился в центр всех кредитных операций на среднеднепровских рынках. Но, ни отделения банка, ни банковских контор в дореформенном Кременчуге не было. В городе государственные финансовые органы представляло Уездное Казначейство, располагавшееся в здании Уездного Присутствия на Соборной площади.
В начале ХХ ст. в Кременчуге было сосредоточено большое количество промышленных предприятий. Владельцами многих из них были евреи. Мельницы Сандомирского и Ратинских производили муки на 500 тысяч рублей в год. Наиболее значительными в табачно-махорочной отрасли были «Товарищество Сандомирский и Рабинович», табачная фабрика Володарского. Следует подчеркнуть, что Кременчуг был одним из центров производства высококачественных табачных изделий в Российской Империи. По сведениям, приводимым в справочнике «Вся Россия» 1901 года, в городе было 6 табачных фабрик. Евреи владели, по крайней мере, несколькими из них. На плане Кременчуга 1901 года обозначены: табачно-махорочная фабрика Клермана, табачно-махорочная фабрика Володарского, фабрика Рабиновича, махорочная фабрика «Сандомирский и Рабинович».
Переработки высших сортов турецкого табака занималась фабрика караима С.Б. Дурунчи.
Интересно, в «Монгольской летописи» XVII в. упоминается, что Хойтские нояны считают себя потомками Сулен Инэлчи Дурунчи. В Казахстане есть озеро Дурунча. Кстати, «дурунча» в переводе с тюркского – мандарин.
О караимах следует рассказать отдельно.
Жителям Крыма не нужно объяснять, кто такие караимы, а в нашем городе о них едва ли кто слышал.
По одной из версий, они появились на полуострове в XIII веке, по другой – гораздо раньше, задолго до завоевания его монголами, и являются потомками хазар, да и весь Крым в древности называли Великой Хазарией.
По имеющимся сведениям, караимы стали обживать Кременчуг в 40-х годах XIX века. Представителей небольшого крымского народа сюда привлекли стремительно развивавшиеся торговля и индустрия – именно караимы, наравне со многими, проживавшими в городе евреями, стали пионерами кременчугской табачной промышленности. На первых порах в городе насчитывалось около 10 караимских семей, а в 1871 году в Кременчуге было уже около 40 караимских семей – 205 человек. Численность кременчугских караимов до революции то росла, то падала: 1877 год – 525 человек, 1897 – 207 человек; в 1901 году караимы составляли около 0,2 % от общего населения города.
Фирма «Дурунча и К» занимала не последнее место среди табачных и махорочных фабрик, и папиросы их были хорошо известны.
В 1842 году была основана крупнейшая в России табачная фабрика С.Б.Дурунча, в Кременчуге, на Биржевой улице. Появляются они и в других городах. Во второй половине ХIХ века изготовлением папирос в России уже занимались десятки фабрик, не говоря об огромном количестве кустарных мастерских. К 1885 году в Киеве действовало 13 табачных предприятий, на которых работало 934 человека. Крупнейшими были фабрики караимов Соломона Когана и его родного брата Моисея. А третье почетное «табачное» место держала фабрика караимов Исаака Дурунчи и Якова Шишмана. Жена Соломона Когана Эсфирь была сестрой Шишмана.
Моисей Дурунча владел табачной фабрикой в Мелитополе, где они жили, и в Киеве. Правда, о фабрике в Мелитополе сведений пока не обнаружено. Видимо, табачное производство в Кременчуге и Вильнюсе (Вильно) тоже имело к нему отношение, если только не принадлежало кому-то из братьев или родственников. У Моисея Дурунчи было пятеро детей, два сына и три дочери. Старший – Семен Моисеевич Дурунча родился в 1900 году и прожил 80 лет. После революции он работал в шахте, потом, когда они жили в Ханжонково Донецкой области, был заведующим хлебным магазином и уже в Алчевске, в послевоенные годы, заведующим скобяным магазином на рынке. Его брат Илья Моисеевич работал на шахте в Кировске Луганской области, сестра Нина Моисеевна жила в Днепропетровске, Александра Моисеевна – в Горловке, Надежда Моисеевна – в Ленинграде. И сегодня не только в Алчевске, но и за его пределами живут представители этой известной в прошлом, но, увы, забытой сегодня фамилии, потомки основателей первых табачных фабрик в Российской империи, потомки древних хазар.
В августе 1910 года в доме караима Дурунчи, по Екатерининской улице, открыли отделение Северного Русско-Азиатского банка. Управляющим этого отделения работал Д.Г.Конторович.
Центром религиозной и общественной жизни караимов всегда была кенасса. Едва обосновавшись на новом месте, караимы приступили к организации духовной жизни. Первая кременчугская кенасса появилась в 1852 г., она была обустроена в частном доме, возле богаделен (в районе нынешней 1-ой городской больницы).
15 октября 1913 года, в связи с началом экспертизы по делу Бейлиса*, издававшаяся в Харькове газета «Утро» опубликовала статью под названием «Беседа с местными представителями инославных исповеданий». Редакцией «Утра» была произведена анкета о существовании ритуальных убийств среди представителей инославных исповеданий в Харькове, Кременчуге, Одессе и Екатеринославе. Л. М. Фенерли — караимский газзан, в частности, заявил следующее:
«Наша религия в своих основных законоположениях ничем не отличается от иудейской. Если бы те люди, которые имеют склонность верить в возводимый на евреев кровавый навет, полюбопытствовали посмотреть и почитать наши кодексы, то, может быть, они убедились бы тогда, как в высшей степени смешно не только верить, но даже и говорить об этих сказках. Религия наша, а, следовательно, и иудейская, самым строжайшим образом запрещает употребление не только человеческой крови, но и крови животных, доказательством чему служит хотя бы то обстоятельство, что прежде, чем приступить к приготовлению какого-нибудь мясного блюда, мы это сырое мясо предварительно держим полчаса в воде, после чего обильно посыпаем солью, которая должна оставаться на мясе не меньше часа, а затем снова обливаем его водой. Всё это делается для того, чтобы обеспечить себя от употребления хотя бы остатков крови. Какие же после этого могут быть разговоры о ритуальных убийствах? (Ист.: «Кровавый навет. Беседа с местными представителями инославных исповеданий» // «Утро»: ежедневная политическая, общественная, литературная и экономическая газета. 1913).
Газзанами Кременчугского караимского молитвенного дома в 3 четв. 19 в. были: Садук Бабакаевич Дурунч, Магол Екутиэлевич Калиф.
Среди членов Кременчугского караимского религиозного общества 1920-х годов встречаются представители таких фамилий: Авах, Алмаз, Бабаджан, Борохович, Григулевич, Эльяшевич, Илик, Койлю, Ормели, Калиф, Кальф, Кальфа, Капон, Кефели, Карабаджак, Мангуби, Максумаджи, Савускан, Мичри, Танатар, Телал, Тиро, Топал, Туршу, Фуки, Черкес, Шамаш, Ходжаш, Экмекчи, Эмельдеш.
Караимская община была разогнана советской властью в начале 30-х гг.
В районе артскладов, на участке, купленном общиной, располагалось караимское кладбище. К нему от безымянной улицы вёл переулок. Сегодня ничто не напоминает о существовании кладбища. Караимское кладбище, предположительно, было уничтожено в 30-40-х годах ХХ века, но, по свидетельству очевидцев, отдельные караимские памятники, до середины 70-х годов, еще можно было обнаружить в районе артскладов.
В отличие от христиан, мусульман и иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. Форма могил и надгробий самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски. Кременчугские караимы не хоронили в дольменах, как, к примеру, их единоверцы в Чуфут-Кале.
В начале ХХ в. в Кременчуге существовало караимское благотворительное общество, возглавляемое купцом 3 гильдии Абрамом Капоном. Здание общества располагалось рядом с лютеранской кирхой, на Весёлой улице – на кременчугских улицах мирно соседствовали представители разных религий, этносов и культур.
Кременчугская община караимов не была сколько-нибудь большой, но, несмотря на малое число, караимы отнюдь не терялись на фоне более многочисленных народов, и дали Кременчугу немало известных имен.
Список семейств караимов, проживающих в губернском г. Полтаве и уездном г. Кременчуге, необходимый Евпаторийскому Духовному Правлению к 10-й народной переписи.
Составлен апреля 1858 года (ГААРК, ф. 241, оп. 1, д. 21, л. 7-8).Евпаторийская 1-й гильдии купчиха вдова Биянна Дурунча.
Её дети:
- Сын Садук, его жена Ахпике, приемыш их дочь Самойла Аксуека – Ахпике
- Самойло, его жена Алтин, их сыны: Бабакай, Илья, дочь – Сара
- Исаак, его жена Беим, их дочь Назлы
- Моше, холост
Проживают в г. Кременчуге
- Евпаторийская 3-й гильдии купчиха Арзу Карабаджак, её сыны Шебети и Садук.
Проживают в г. Полтаве.
- Евпаторийский мещанин Юсуф Гамал, его жена Ахпике, их дети: сыны:
- Исаак, его жена Гулюш, их дети: сын Яков (проживают в г. Кременчуге), дочь Биче (проживает в г. Евпатория)
- Юда
- Илья
- Авраам
- дочь Алтын
Проживают в Кременчуге
- Евпаторийский мещанин Давид Абрамович сын Оксуз. Проживает в Кременчуге.
- Евпаторийский мещанин Иосиф Берехович сын Апай или Оксуз. Проживает в Кременчуге.
- Евпаторийский мещанин Мордхай Иосифович сын Шишман. Проживает в Кременчуге.
- Перекопский мещанин Ефраим Ильин сын Туршу или Пуллу, жена его Мишка, их дети: сын Илья, дочери Султан, Беруха, Сара. Проживают в Полтаве.
- Елисаветградский 3-й гильдии купеческие сыны
- Абрам Давидов Капон, его жена Алтын
- Арон
Проживают в Кременчуге
- Севастопольский 1-й гильдии купеческий сын Илья Симов Рофе. Проживает в Кременчуге
Хазанов и Шамашей нет.
К сему списку подписались проживающие в г. Кременчуге караимы:
[Иосиф Гаммал]
Абрам Капон
Садук Дурунч
Газзанами Кременчугского молитвенного дома в 3 четв. 19 в. были: Садук Бабакаевич Дурунч, Магол Екутиэлевич Калиф (он же Кальфа).
Вот, о чем поведала нам Наталия Хаджи, проживающая в США. Её бабушка, уроженка Кременчуга, Александра Ильинична Дурунча (в замужестве Хаджи) имела медицинское образование. В 1941 г., А.И.Дурунча, вместе с супругом — Исаем Марковичем, горным инженером и архитектором, была уничтожена нацистами в Харькове, по доносу домработницы-славянки (Александра Ильинична поручила ей спрятать семейные ценности в засолке, а она сдала их немцам и выдала супругов).
Нашим земляком, караимом по происхождению, является Ходжаш Самуил Моисеевич.
Ходжаш родился в Кременчуге 15 августа 1881 года. С 1908 года жил в Крыму, в Евпатории с 1922г. Выпускник Новороссийского университета в 1904 г. Один из лучших юристов довоенного Крыма. Владел несколькими европейскими и восточными языками. Автор научных работ по юриспруденции. Зимой 1942 года неоднократно обращался к оккупационным властям с разъяснениями о происхождении крымских караимов. Представил в нацистские органы материалы научного характера об этногенезе народа. Деятельность С.Ходжаша сыграла немаловажную роль в судьбе караимов. Немцам было известно о высоком авторитете Ходжаша, и ему был предложен пост городского головы Евпатории. Последовал категорический отказ. Не дали результата ни длительные уговоры, ни угрозы. С.Ходжаш никоим образом не допускал возможности сотрудничества с немецкими оккупантами. 26 марта 1942 года С.М.Ходжаша арестовали и после жестоких пыток расстреляли вместе с тёщей и свояченицей.

А вот печальная история, связанная с полным обрусением семьи, которую нам поведали далекие потомки караима Ильи Рафе.
Илья Рафе – был героем Севастопольской обороны (1856), полным Георгиевским кавалером (4 солдатских Георгиевских креста). За проявленную доблесть, мужество все дети и потомки караима Рафе, до 3 колена получали потомственное почётное Российское гражданство. Это гарантировало им возможность бесплатного обучения в учебных заведениях на территории Российской Империи в любом учебном заведении. У Рафэ была дочь – Мратта Ильинична. Мратта вышла замуж за караима Илью Самойловича Дурунча. Илья Самойлович Дурунча работал у табакозаводчиков Исаака Дурунча и Якова Шишмана, в Кременчуге. Его дядя Исаак Дурунча (потомок владельца крупных табачных фабрик в Кременчуге и др. городах Российской Империи — Садока Бобовича Дурунчи) после того, как они с Яковом Шишманом отошли от дел, передал табачное производство Илье. Унаследовал заводы, магазины (движимое и недвижимое имущество). От брака Ильи и Мратты Рафэ родилось три сына и три дочери. Первенец – Семён Ильич Дурунча. Офицер Российской армии, участник 1 мировой войны, георгиевский кавалер. Семён Ильич Дурунча эмигрировал из революционной России по причине почти поголовного уничтожения участников белого сопротивления 1917 – 1921 года. Умер в эмиграции в Болгарии. Женщины семьи Дурунча: Мратта, Александра, Елизавета и Анна. Второй ребёнок – Александра Ильинична Дурунча была очень красивой, впечатлительной девушкой. Влюбилась в польского офицера. Родители — Илья и Мратта воспротивились этому браку. Девушка от горя потеряла рассудок, сошла с ума и умерла. Третий ребёнок – Анна Ильинична, окончила Петербургский медицинский институт.

Вышла замуж за караима Сарри Якова Ильича. Анна Ильинична – участник Великой Отечественной войны (во время войны служила в военных госпиталях г. Свердловска, куда была эвакуирована из Москвы). Награждена орденом Ленина и многими медалями. От брака Анны Ильиничны и Якова Ильича – трое детей: старший сын – Илья Яковлевич – умер от тифа. Средний сын – Юрий Яковлевич Сарри, окончил юридический факультет Московского университета перед самой войной. Участник ВОВ. Во время войны был неоднократно ранен. Волей Провидения, являлся спасителем членов своей семьи: самые критические минуты появлялся и буквально спасал своих близких и родных, оказавшихся в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Впоследствии – адвокат, член союзной коллегии адвокатов. Известен в международных кругах как юрист высокого класса. Умер в Московском метро по пути на работу. Надежда Яковлевна Сарри, младшая. Медицинская сестра. Была замужем за Юрием Хлебутиным, сыном одного из основателей ЧК. От брака Надежды Яковлевны и Георгия Хлебутина – трое детей: старший — Илья Георгиевич, средний — Борис Георгиевич, младший – Валерий Георгиевич. Еще двое сыновей – приемные — Соломон и Савелий. Соломон жил в Новороссийске. Был женат на вдове с ребёнком. Своих детей не было. Командовал партизанским отрядом. Расстрелян немцами в Новороссийске вместе со своими родственниками. Пятый — Савелий Ильич Дурунча. Мальчиком перенёс мастоидит, был оперирован.

Длительное время лечился в Германии. В Новороссийске работал водомером. Был женат на простой крестьянке, которая рано умерла от брюшного тифа. От этого брака было два сына: Илья Савельевич Дурунча – участвовал в ВОВ, матрос. Был в Керченском десанте. Тяжело раненным вывезен в Новороссийск. При отступлении Советских войск из Новороссийска раненым были выданы винтовки и предложено выбираться из почти окружённого города самостоятельно. Жил и умер в Николаеве, около Чёрного моря. Неоднократно женат. Его сын Александр Дурунча передал Фамилию единственному сыну. Живёт в Волгодонске. Младший сын – Леонид расстрелян фашистами вместе с отцом в Новороссийске. Младшая — Елизавета (Алтын) Ильинична Дурунча, вышла замуж за своего троюродного брата Фёдора Вениаминовича Хафуз. Е.И. Дурунча всю жизнь не работала, была домохозяйкой. Очень любима семьёй, покоится на кладбище в Твери. От брака

Елизаветы и Фёдора Хафуз родилось двое детей: Галина Фёдоровна, урождённая Хафуз. Вышла замуж за Льва Фёдоровича Шмелёва. Виталий Фёдорович Хафуз – рабочий. Умер в 2003 году. История семьи Дурунча обозначена пунктирно. За рамками осталась война. Произошло изменение национальности и полная ассимиляция внутри семьи — от караимов — к русским, от Дурунча и Рафэ — к Шмелёвым.

В настоящее время в Кременчуге проживает всего несколько человек, называющих себя караимами. Печально, но эти люди сегодня абсолютно ассимилированы и далеки от традиций и религии своих предков.
Один из последних караимов старого поколения, которого я знал лично – старик-лифтер, фронтовик, ветеран войны, работавший в Кременчугской детской больнице, в конце 80-х. К сожалению, ни имени его, ни фамилии я не знаю. Интеллигентный и начитанный, он всегда подчеркивал: «Я – караим. В Кременчуге жили мои предки, и предки моих предков».
История караимов, поиск караимского кладбища и мест, связанных с пребыванием этого удивительного народа в нашем городе, подлежит тщательному исследованию.

Комментарии к фотографиям и иллюстрациям:
А) На фото:
- Сашенька Дурунча в детстве;
- Александра Ильинична в национальном караимском костюме, обшитом бисером и натуральным жемчугом. Фото сделано в мастерской И.А.Белецкого. Салон Ивана Афанасьевича Белецкого находился в Кременчуге, на Биржевой площади, в доме Ворожейкина. Фото из семейного архива Натальи Хаджи.
Б) * Дело Бейлиса — судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика подготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года. Мордехай Элиэзерович (Лазаревич) Фенерли — с 1890 г. младший, а с 1909 г — старший газзан харьковской кенасы, попечитель Кременчугского караимского общества. Ученик Исаака Мордехаевича Султанского. Умер в 1917 г. в Харькове.
В) На фото:
- Слева сзади Мратта Ильинична Дурунча; Елизавета Ильинична сидит на переднем плане; Справа и впереди расположилась Анна Ильинична Дурунча. Фотография Тагрина в Кременчуге;
- Илья Дурунча, табачный фабрикант;
- Мратта Ильинична Дурунча;
- Анна, урождённая Дурунча. По мужу Сарри;
Автор: Борис Бабилуа