Крюковский генерал Лебедь
Крюковский генерал Лебедь — путь от беспризорника до руководителя строительства космических объектов.
Очень часто я слышу от молодежи — вот это надо иметь связи, родителей, деньги для того что б добиться успеха. Но история и опыт подсказывает, что это далеко не всегда так. И сегодня мой рассказ о одном из таких людей — человеке, который был крюковским безпризорником, воспитанником А.С.Макаренко, а стал известным генерал-лейтенантом, военным строителем. Звали его Иван Алексеевич Лебедь.
Родился он 12 сентября 1910 года в Крюкове на Днепре, Кременчугского района Полтавской области (сегодня правобережная часть г.Кременчуг) в семье рабочего вагоноремонтных мастерских, Алексея Михайловича. Отец его был человеком интересной судьбы, связанным с многими историческими событиями начала 20 века и о нем будет отдельный разговор. Потом в семье появится еще 5 детей — один мальчик и 4 девочки, две из которых умрут в раннем возрасте. В сентябре 1918 года Иван Лебедь начинает обучение в Крюковском железнодорожном училище № 1. Руководит этим училищем никому не известный крюковский педагог Антон Семенович Макаренко. С учетом событий гражданской войны обучение Ивана растянулось до 1925 года.
С 1925 по 1929 год он продолжает обучение в ФЗУ Крюковского вагоноремонтного завода, одновременно работая на заводе. В 1930 он работает столяром на заводе и поступает на подготовительные курсы. в этом же году Иван — студент факультета аэродромостроения Киевского политехнического института. В 1933 году факультет передают Ленинградскому Авиационному институту и Иван продолжает в нем учиться.
По окончанию института в 1936 году молодого специалиста отправляют в г.Севастополь, в инженерное управление ВМФ Севастопольстрой. Там за 5 лет он пройдет не простой путь от молодого специалиста — инженера-строителя до начальника строительства №9 — Сарабузского аэродрома в Остряково под Симферополем.
В апреле 1940 года Ивана Лебедь призывают в Красную армию с присвоением воинского звания военного инженер 3 ранга и назначением на должность главного инженера строительного отдела Черноморского флота. Но на западе страны уже гремела Вторая мировая…
На нем все вопросы строительства оборонительных рубежей главной базы Черноморского флота г.Севастополя. Проходит время и он — уже военный инженер 2 ранга, начальник 10 отделения инженерного отдела ЧФ — принимает и сам активное участие в обороне города. Известно, что 2 и 19 июня 1942 года он не только руководит, но и лично принимает непосредственное участие в тушении пожара в результаты массированной бомбардировки немецкой авиацией Севастополя с использованием зажигательных бомб. 26 июня 1942 года получает тяжелое осколочное ранение при ликвидации пожара на Мехстройзаводе ЧФ в Севастополе, в результате обстрела немецкой артиллерией. 7 осколков из которых 6 врачи смогут извлечь, а один он будет носить в себе до конца своих дней. Его эвакуируют вместе с другими ранеными из пылающего города на подводной лодке М32 в г. Новороссийск, а потом в г.Сочи. Во время перехода на п/л случился пожар. Этот случай на долго отложится в памяти у Ивана Алексеевича.
Излечение в госпитале — и снова за работу. А ее как всегда много — рубежи обороны Новороссийска, Туапсе, Поти не ждут. В начале оборона, потом подготовка десантов на Эни-Кале, Малую землю, Новороссийск. При подготовке десантов через Керченский пролив — на Иване Лебедь строительство причалов для десантных судов и кораблей и подходные дороги к ним. Быстро, скрытно, под артналетами врага — и он справляется с этой задачей. По мере перемещения флота — восстановление разрушенного войной и организация мест базирования. Мало заметная работа для флота, но огромная по значению. Она начинается с прибытия корабля и лодки из похода, с места куда пришвартоваться. В мае 1944 года флот освобождает родную базу г.Севастополь. И вместе с ним в освобождении Севастополя участвует и Иван Лебедь — уже инженер-подполковник, заместитель начальника инженерного отдела ЧФ по строительству. Начинается долгий путь восстановления и базы и города. В 1955 году Иван Лебедь — заместитель командующего ЧФ по строительству и расквартированию войск. 15 лет своей жизни Иван Алексеевич потратил на восстановление и строительство главной базы Черноморского флота.
А в 1959 году у него начинается новый виток судьбы — назначение в Москву, заместителем начальника 4го главного управления Министерства обороны СССР. Чем он занимался в это время — открытой информации нет до сих пор. То что известно — можно сказать одной фразой — работал по вопросам космической программы. Он лично знаком с многими летчиками-космонавтами первого отряда и он пользовался у них большим авторитетом.
В 1964 году — он инженер-генерал-лейтенант и заместитель начальника управления по строительству и расквартированию войск Министерства обороны СССР.
С 18/01/1970 года в отставке. Продолжил работать гражданским специалистом в НИИ Восход.
Награды: Ордена Трудового и Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1 степени, орден Красной звезды. 13 медалей. Заслуженный строитель РСФСР.
В декабре 1983 года Иван Алексеевич приезжал в Крюков. Передал в музей своего первого учителя Антона Семеновича Макаренко свою форму инженера-генерал-лейтенанта, аттестованного по линии ВМФ СССР, ряд уникальных фото и документов.
10/04/ 1987 году его не стало. Похоронен в Москве.
Автор: Роман Пацовский
по материалам фондов музея А.С.Макаренко в г.Кременчуг