Названные именем Кременчуг
Названные именем Кременчуг — сегодня известно о 7 единицах флота — 3 военных корабля и 4 гражданских грузовых суднах. О них наш рассказ. Начнем с гражданских грузовых судов:
1. Названные именем Кременчуг — Контейнеровоз «Кременчуг» — самое известное судно. До 1996 года входило в состав Черноморского Морского Пароходства (Одесса). Контейнеровоз Кременчуг — тип LО-RО 18, головное судно АСТРАХАНЬ, год постройки 1985, верфь «Warnowwerft – Kvaerner Warnow Werft» Варнемюнде ГДР ИМО 8314615. Проект разработан в Германской Демократической Республике. Всего было построено 18 судов этого типа в 1983-1988 годах.
Тип судна: теплоход, ролкер (Lo-Ro).
Конструктивный тип: двухпалубное, с избыточным надводным бортом, с удлиненным баком и ютом, с МО и жилой надстройкой в корме, с носовым и кормовым бульбами, одновинтовое,
приспособлено для погрузки-выгрузки вертикальным и горизонтальным способом,
оборудовано кормовой рампой и мощным грузовым устройством.
Назначение: перевозка пакетированных и на поддонах генеральных грузов и лесоматериалов, контейнеров, грузовых, легковых автомобилей и автобусов, ролл-трейлеров и другой колесной и гусеничной техники
Технические данные:
Длина:
— наибольшая, м: 172,3
— между перпендикулярами, м: 161,0
Ширина, м: 23,05
Высота борта до верхней палубы, м: 13,7
Осадка:
— спецификационная, м: 8,52
— по грузовую марку, м: 10,02
Дедвейт:
— при осадке 8,52 м, т: 13500
— при осадке 10,02 м, т: 18260
Вместимость грузовых трюмов (по генеральному грузу), м3: 25030
Площадь палубы для горизонтальной погрузки, м2: 2370
Максимально допустимая вместимость (20-футовых), шт.: 531
Скорость, уз.: 17,4
Дальность плавания:
— нормальная, миль: 14000
— увеличенная, миль: 20000
На этом судне под руководством капитана дальнего плавания Вячеслава Кисловских первым из судов ЧМП был поднят флаг Украины. Об этом мы уже писали в статье Украинский флаг и контейнеровоз Кременчуг . До 1990 года судно за 5 лет выполнило рейсы в следующие страны: Восточная Германия (ГДР) — Швеция — Западная Германия (ФРГ) — Португалия — Куба — Южный Йемен — Индия — Пакистан — Италия — Испания — Саудовская Аравия — Франция — Югославия — Кипр — Египет — Объединенные Арабские Эмираты. [1]
2. Названные именем Кременчуг — Танкер «Кременчуг»
Танкер Кременчуг -судно типо Казбек проект 563. Проект разработан в ЦКБ-32 (СССР, г.Ленинград). Судно было спущено на воду 30.06.1960 на Херсонском ССЗ. ИМО 5196610 Порт приписки: Туапсе в распоряжении Министерство морского флота СССР
Технические данные:
Тип судна: теплоход, танкер.
Валовая вместимость: 7562 — 8229 рег.т
Водоизмещение: 16250 т
Дедвейт: 11800 т
Длина: 145,50 м
Ширина: 19,20 м
Высота борта: 10,40 м
Осадка: 8,50 м
Мощность ГД: 2 х 2000 л.с.
Скорость: 12,8 уз.
3. Названные именем Кременчуг — сухогруз «Кременчуг»
Сухогруз КРЕМЕНЧУГ, проект 11, спущен на воду в 1954 году на Волгоградском судостроительном заводе (Россия, Волгоград) Работал на маршрутах Волжского объединённого речного пароходства МРФ РСФСР / Волжского объединённого речного пароходства МРФ СССР. В настоящее время не эксплуатируется, используется как причальный понтон в порту Ахтубинск РФ, в затоне Ахтубинского ССРЗ
Технические данные:
Сухогрузный теплоход г/п 2000 тонн, мощностью 574, 588 или 772 кВт.
Тип судна: однопалубный двухвинтовой сухогрузный теплоход с закрытыми трюмами, надстройкой и МО, расположенными в кормовой части судна.
Назначение судна: перевозка насыпных грузов и леса.
Класс Регистра: «О»
Длина: 93,2 м
Ширина: 13,43 м
Высота борта: 4,8 м
Высота габаритная: 10,8 м
Водоизмещение в грузу: 2781 т
Осадка в грузу: 2,85 м
Водоизмещение без груза с запасами на 15 сут: 1486 т
Осадка без груза с запасами на 15 сут (кормой): 1,99 м
Скорость в грузу/порожнем: 17,8/19,4 км/ч
Мест для экипажа: 23
Автономность: 25 сут
Марка ГД: дизель 6S275L, 4ДР30/50, 18Д или 6S275L (с наддувом)
Мощность ГД: 2х287, 2х294, 2х294 или 2х386 кВт
Марка ДГ: дизель 4ЧА10,5/13, генератор ПН-205
Мощность ДГ: 2х24 кВт
Вместимость трюмов:
— трюм 1: 698 м?
— трюм 2: 814 м?
— трюм 3: 813 м?
— трюм 4: 881 м? [2]
4. Названные именем Кременчуг — сухогруз «Кременчуг»
Сухогрузный теплоход «Кременчуг», проект 559Б, спущен на воду в 1965 году на Киевском судостроительном заводе (Украина, Киев), по последним данным эксплуатируется в порту Черкассы.
Двухвинтовой сухогрузный теплоход-площадка с одноэтажной надстройкой и машинным отделением в кормовой части. Суда данного типа предназначены для перевозки на палубе гравийно-песчанных смесей, угля, руды, леса и других грузов не боящихся подмочки. Судам присваивались названия честь городов Украины. Суда аналогичного проекта строились также на Белогородской судоверфи под серийным названием «Окский» И Великоустюгском ССЗ, а также на Первомайском судостроительном заводе в Казахстане (пгт. Прибрежный).
Технические данные:
Длина, м: 85,03
Ширина, м: 15,4
Высота борта, м: 2,8
Осадка, м: 2,31
Экипаж, чел: 5
Дедвейт, т: 1770
Марка ГД: 8NVD-36-1
Класс Регистра: О
Мощность ГЭУ 2х400 л.с. два ДГ [5]
Военные корабли:
5. Названные именем Кременчуг — Советский Мистраль Кременчуг
В 80 е годы 20 века Невским ПКБ велась разработка универсального десантного корабля вертолетоносца, получившего название проект 11780. Это был ответ советского ВМФ американцам на вертолетоносец «Тарава». Проект получился достаточно удачным — до двух батальонов морской пехоты на борту, до 40 танков, хорошее артиллерийское (1 × 2 — 130-мм АК-130) и зенитное вооружение (2 батареи 6 х 8 ПУ ЗРК «Кинжал», 2—4 ЗРАК «Кортик»). Наличие от 12 до 25 вертолетов десантных и противолодочных, а также самолетов с вертикальным взлетом ЯК-38 позволяло оказать хорошую огневую поддержку десанту. Все это прекрасно дополняло наличие в доковой камере — 4 десантных катера проекта 1176 Акула или 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 Кальмар.
Технические данные:
Водоизмещение 25 000 т
Длина 196 м
Ширина 35 м
Осадка 8 м
Двигатели КТУ мощностью 180 000 л. с. (132,4 МВт)
Скорость хода до 30 узлов (55,56 км/ч)
Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах экономичного хода
Проект был на столько удачным, что Главный штаб ВМФ СССР уже даже присвоил имена первым двум бортам — «Херсон» и «Кременчуг». Но «борьба за стапеля», требование министра обороны Устинова возложить на данные корабли в мирное время задачу слежения за подлодками и развал Союза — оставили данный проект только проектом и мечтой военных моряков [4].
6. Названные именем Кременчуг — ракетный корвет «Кременчуг» U156
Ракетный катер «Р-63» проекта 1241.1Т был заложен в пос. Понтонный на Средне-Невском ССЗ 19.11.1981, заводской №202. Спущен на воду 23.12.1983 г., вступил в строй 10.06.1985 г.
До 15.02.1992 г. носил имя «Куйбышевский комсомолец». Входил в состав 349-го дивизиона ракетных катеров 41-й бригады ракетных катеров.
16.03.1992 года приказом Командующего ЧФ кораблю было снова присвоено название «Р-63».
С конца 1991 г. по середину 1992 г. проходил средний ремонт на 13 СРЗ Черноморского флота.
В ходе раздела Черноморского флота 12.08.1997 г. был передан украинской стороне, где получил новое название «Кременчуг» (бортовой U156). Из за неудовлетворительного технического состояния до 2000 г. корабль использовался в основном как плавказарма.
В 2001 г. Грузия выразила желание приобрести данные корабль для своих ВМС, но из за плачевного технического состояния данная сделка не состоялась.
К 2005 г. корабль окончательно потерял боевую ценность, его узлы и агрегаты пошли на ремонт однотипного корвета U155 «Приднепровье».
К 2011 г. корабль всё ещё находился в ожидании капитального ремонта, но из за отсутствия финансирования его списали окончательно. Выведен из состава флота 07/11/2012 года. Находится в бухте Севастополя.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
стандартное: 431
полное: 469
Размеры, м:
длина: 56,1
ширина: 10,2
осадка: 2,1
Скорость полного хода, уз: 42, экономичного хода, уз: 14.
Дальность плавания: 1800 миль (13 уз), 1600 миль (14 уз), 400 миль (36 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: ГТА М-15, смешанная в составе: 2 маршевые ГТУ М-75 по 24000 л.с. каждая и 2 форсажные ГТУ М-70 по 8000 л.с. каждая), 2 ДГ по 200кВт и 1 ДГ 100кВт
Вооружение:
2х2 ПУ ПКР П-15М «Термит»;
1х4 ПУ МТУ-4УС ЗРК «Стрела-3М» или 9К310 «Игла-1» (ЗУР 9М313) – 16 ЗУР;
1х1 76 мм АК-176М (314 выстрелов);
2х6 30 мм АК-630М (2000 выстрелов);
Экипаж, чел: 39 (5 офицеров)
7. Названные именем Кременчуг — артиллерийский катер «Кременчуг» Р177
Малый бронированный артиллерийский катер Кременчуг проект 58155 тип — «Грюза — М»
Заложен 07.04.2016 в ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» заводской номер 01029. Вступил в строй ВМС Украины в 1.07.2018 году
Проект модернизации (получивший обозначение пр.58155 «Гюрза-М») был разработан в Николаеве на предприятии «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения». Катер спроектирован с использованием новых достижений в технологии «стелс» и имеет наклонные скошенные обводы корпуса, что делает его менее заметным для радаров противника. Вооружение катера средствами для постановки дымовых завес повышает его живучесть при обстрелах — это является немаловажным, так как катер имеет только легкую броневую защиту и способен защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм.
«Гюрза-М» крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Предполагается замена судовых дизелей 459K украинского производства на дизеля Caterpillar C18 (2×746 кВт). Максимальная скорость хода до 28 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 700 миль, автономность — пять суток. Экипаж — пять человек, в том числе один офицер.
Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый модуль включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, а также две ПТРК «Барьер» с лазерной системой наведения. Катер оснащен универсальным комплексом управления огнём «Триада» и имеет комплект переносного ЗРК. С 11 сентября 2018 года выполняет боевые задачи в акватории Азовского моря.
Основные характеристики
Водоизмещение полное 54 тонны
Длина 23 м
Ширина 4,8 м
Осадка 1 м
Бронирование обе башни: 7-33 мм стальная броня, надстройка и частично борта: 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы
Двигатели 2 дизеля 459K
Мощность 1470 кВт
Движитель 2 винта
Скорость хода 25 узлов (максимальная)
12 узлов (экономическая)
Дальность плавания 900 миль при 12 узлах
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 5 человек (1 офицер) + возможность размещения разведывательно-десантной группы (6-8 чел.) с легким вооружением
Вооружение
Навигационное вооружение эхолот и магнитный компас Mini-C, приемник спутниковой системы навигации GPS j NAV-500
Радиолокационное вооружение навигационная радиолокационная станция М-1933 CNT Mr2 FURUNO
Тактическое ударное вооружение — 2 ПТРК «Барьер-ВК»
Артиллерия — 2 х 30-мм пушка ЗТМ-1, 2 х 7,62-мм пулемет КМ, 2 х 30-мм гранатомёта КБА-117 (в составе 2-х боевых модулей Катран-М)
Источники и литература:
- Материалы ММФ — фонд ЧМП
- Государственный регистр речного флота РФ за 2008 год
- Официальная информация МО Украины
- Соколов А. Н. Альтернатива. Не построенные корабли Российского Императорского и Советского флота. — М.: ООО «Военная книга», 2008
- Государственный регистр Украины за 2010 год
- Информация пресс-службы МО Украины и информация из открытых источников.
Автор: Роман Пацовский, фото из открытых источников сети Интернет