Некрещенный поп
Некрещенный поп — как, ото, у Лескова есть повесть, так и у нас на Полтавщине в селе Саловка, Кременчугского района, служил нерукоположенный батюшка. Благодать его священства была, просто природной іскрой от Бога, которая ему была дана прирожденно. Священник, которого никто никогда не рукополагал.
Когда на Полтавщине при Хрущеве жёстко, подобно урагану прокатился атеистический эксперимент по массовому закрытию храмов и из 348 приходов остались лишь 52. Церковь в Саловке была снята с регистрации(в Крюкове в жертвеннике лежал целый рулон антиминсов с закрытых храмов), священник уехал, а местный псаломщик остался, местные певчие тоже остались. Ну, а жизнь продолжается. Так селяне ему сказали: вы псаломщик, знаєте святе дєло, одівайтесь в ризы и служіть нам похорона! Итак, в Саловке, строящемся городке Комсомольске и окружных селах: Озерах, Комендантовке, Григоро-Бригадировке, Келиберде, Редутах, Кобелячке служил он до самой своей смерти. Также он ходил по хатам служил молебны, исповедовал и причащал Дарами с дарохранительницы с закрытой и разобранной церкви, которая стояла у него в доме в святом углу и пред которой горела неугасимая лампада. Он знал много псальм, духовных кантов и на поминках с бабами пел, рассеивая сумрак бытия, обладая от природы прекрасным голосом. Он, как рассказывали односельчане, был духовно силен и опытен, благоразумен и мудр, высокодуховен и рассудителен, к нему шли за советом и духовной помощью люди… Нигде, ни в каких епархиальных бумагах, он никогда не был и не будет упомянут. Он совершил дело своего священнослужения и ушел. Священник Бога Всевышнего во век, по чину Мелхиседекову…
Он почил в 1982 году, когда я уже служил в Кременчуге диаконом. Посему очень хорошо помню тот похорон. Благочинный отец Василий Василенко не поехал, нас послал.
Ну, собрались мы, поехали с отцом Александром Лябогой его хоронить. Приехали, он лежал уже облаченный селянами в ризы, с кадильницей, в полинялой потертой давней камилавке, только лицо было открытое. Ну, не знали сельчане. Отец Александр взял и положил на лицо белый платочек, сказав, что так положено. Помню, еще в процессии на кладбище несли хоругви, привезенные из Келеберды, с закрытой церкви, которые хранились в домах верующих…
PS. Харизме священства, нельзя научить ни в семинарии, ни в универе, в принципе — нигде. Высота духовного сознания, она прирожденна. Ее невозможно передать даже через законную хиротонию. Сегодня мы воочию наблюдаем множество правильно рукоположенных, но утлых, слабых, духовно немощненьких, духовно мертвых, холодных, как холодильники морозильники, едва, едва мерцательно стоящих на духовных ножках представителей духовенства. Харизма священства это дар от Бога, от природы — или дано человеку, или не дано. Самое печальное, что современное семинарское образование в лучшем случае годится для научения теоретическим и механическим основам «рукомесла».
Автор: Аввакум Давиденко
Фото:Аввакум Давиденко