Ностальгия о ВИА «Краяне»

Ностальгия о ВИА «Краяне»

Ностальгия о ВИА «Краяне»

Ностальгия о ВИА «Краяне». Вокально Инструментальные Ансамбли как отдельное явление советской музыкальной культуры в 1960-х — начале 1980-х годов были чрезвычайно популярны, особенно среди молодежи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день, в течение всего года, исполняемые ВИА песни постоянно транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся альбомы.

За четыре года (1970—1974) один только тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15.975.000 экземпляров, а тираж несколько раз переиздававшегося альбома «У нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий.
Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций, в новых политических реалиях стал гораздо менее востребован.
Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные музыкальные деятели — это бывшие участники ВИА 80-х.
Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать и по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Сябры», «Песняры», «Кобза», «Червона Рута».
Хочется вспомнить легендарный коллектив, замечательный ВИА «Краяне».
Созданный при Полтавской областной филармонии вокально-инструментальный ансамбль «Краяне» появился на эстраде в начале 1974 года. В первый состав вошли четверо музыкантов: клавишник Владимир Линьков, гитарист Николай Явир, басист Александр Сиренко и ударник Олег Рагулин. В концертах ВИА принимали участие вокалисты Татьяна и Ольга Бондарчук, а также Владимир Щербаченко. Полноправный член ансамбля — звукооператор Владимир Бовкун. В середине 74 — го к ним присоединились трубач Анатолий Каляников и саксофонист Олег Шеременко. «Краянами» группа стала называться в начале 1975 года. Впоследствии, вместо Олега Рагулина в ансамбль приходит Валентин Приходько и появляется трубач Николай Лепский — вокалист с ярким лирическим тенором, голос которого дал новую окраску звучанию «Краян». Основу репертуара ансамбля составили эстрадные обработки украинских народных песен. Многоголосое пение, использование полифонии и современное инструментальное сопровождение делали его звучание колоритным неповторимым, выступления «Краян» стали весьма желанными не только среди украинской публики, но и на территории всего Советского Союза. В августе 1975 года «Краяне» впервые выезжают на гастроли в Чехословакию. В этом же году «Краяне» знакомятся с будущим руководителем группы Анатолием Пащенко. Это произошло во время гастролей в городе Горький, где Анатолий учился в консерватории. О талантливом и способном студенте знали в музыкальных кругах города. Его родители были из Кременчуга, поэтому, узнав, что приехал коллектив из Полтавы, Анатолий не мог не пойти на его выступление. После концерта он подошел к музыкантам и рассказал, что сам занимается народными песнями, мечтает вернуться в Полтаву и попросил поговорить с директором филармонии относительно того, чтобы она прислала ему распределение в этот город. В начале 1976-го он приезжает в Полтаву на прослушивание, репетирует несколько сольных номеров программы выступлений и договаривается о направлении его в Полтавскую филармонию после получения диплома консерватории. Летом 1976 г. происходит изменение состава «Краян». Ансамбль покидает его лидер и руководитель Владимир Линьков и переходит в «Червону руту» к Софии Ротару. Анатолий Каляников выезжает в Кривой Рог, а Николай Явир с Александром Сиренко устраиваются в ресторан «Театральный». «Краяне» же пополняются гитаристом из Иваново Александром Лебедем, а с Сахалина возвращается в родную Полтаву Марк Айзикович, который становится солистом ансамбля. Приезжает в Полтаву также и Анатолий Пащенко, которого назначают художественным руководителем, он берет в руки бас-гитару и даже работает солистом. Вот в таком составе «Краяне» существуют до конца 1977 года, приобретая все больше и больше поклонников и почитателей. Успешное выступление в Москве приносит ансамблю славу и приглашение к сотрудничеству с композитором Максимом Дунаевским. Но именно это и стало причиной конфликта музыкантов с руководством филармонии и раскола коллектива. Собственно, в филармонии остался только Анатолий Пащенко, а остальные полтавские музыканты, снова объединившись с Н. Явором, А. Сиренко и пригласив из группы «Сирена» басиста и кларнетиста Виталия Зайкова, образовали новый ВИА, который впоследствии назвали «Фестиваль». Он стал работать от Белгородской филармонии. Анатолий Пащенко набрал новых музыкантов и продолжил работу. Начались полноценные репетиции, руководитель подбирал репертуар, расписывал партии для каждого музыканта. На первый план Пащенко поставил профессионализм. Первой песней, которую он предложил сыграть коллективу, была «Туман яром» в непревзойденной авторской обработке. Собственно она и определила весь дальнейший стиль ансамбля. Это была первая песня, где использовались голоса птиц, звуки природы — настоящий шедевр. Обработки народных песен получались столь впечатляющими, что не оставляли равнодушными никого. «Краяне» нередко попадали в различные экстремальные ситуации: часто приходилось лопатами отбрасывать снег, чтобы машина тронулась с места, но никогда не сорвали ни одного концерта. Анатолий Пащенко был невероятным трудоголиком, мог работать и днем, и ночью. И музыкантов приучал работать слаженно и профессионально. Будучи эстрадниками, они привыкли играть не по нотам, а на слух, импровизируя. Анатолий же требовал, чтобы все было сыграно, как в партитуре. Он был сам не просто хорошим музыкантом, но и прекрасным преподавателем вокала, поэтому «Краяне» никогда не работали как солист и группа, там пели все. Анатолий был амбициозным организатором и хорошо понимал, что только через участие в конкурсах можно получить популярность. Сразу же включился в эту работу, и на каких бы фестивалях «Краяне» не выступали, отовсюду привозили звание лауреатов. Даже на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где исполняли «Туман яром», члены жюри сказали о «Краянах», что впервые слышат по-настоящему украинский фолк коллектив. И с первого конкурса «Песенный вернисаж» в Киеве «Краяне» привезли звание лауреатов, потом они становились лауреатами еще одиннадцать раз. С 1978 года у «Краян» новый состав: гитарист Павел Богуш, клавишник Николай Кущ, ударник Владимир Яровинский, басист Анатолий Пащенко, звукооператор Владимир Бовкун, гитарист Сергей Подворчан-Нетудыхата. Но уже в следующем году «Краяне» изменились. Вместо полтавчан в коллектив приходят знакомые Анатолия Пащенко из Иваново. Некоторое время в «Краянах» играет Александр Пащенко — брат Анатолия. В 1981-м — новые изменения и состав приобретает следующий вид: клавишник Николай Кущ, лидер-гитарист Игорь Золотарёв, клавишник Игорь Засульский, скрипачка Ирина Цыбульник, трубач и флейтист Юрий Гусев, гитарист Андрей Бабич, ударник Сергей Ракецкий, басист Анатолий Пащенко. Все, кроме Гусева и Пащенко — полтавчане. Игорь Золотарёв — из Кременчуга. Зимой 1982 «Краяне» записывают на фирме «Мелодия» свой первый гибкий диск-миньон, куда входят песни: «Что тебе подарить?», «За літами», «Роксолана», «Стожари». А весной — снимаются в музыкальном фильме «Улыбки Нечипоровки» и презентационных роликах (клипах) с другими песнями, в том числе «Что тебе подарить?». К концу того же года состав «Краян» вновь меняется и начинается поиск новых музыкантов. Наконец филармония приглашает из Николаева профессиональную группу «Галактика», которую одевают в форму «Краян». Но и этим музыкантам не суждено долго быть в Полтаве. Как-то, во время поездки на один из концертов, загорелся автобус гастролеров. Музыканты спаслись, но сгорели почти все инструменты. Убытки были очень большими, а Анатолий Пащенко получил ожоги рук, спасая от огня свою гитару. Шок от пережитого был таким большим, что вскоре снова началась миграция музыкантов, и в ансамбль попадают басист Николай Жовницкий из Карловки, Полтавской обл. и гитарист-левша из Стрыя — Степан Василишин с уникальной техникой игры флажолетами. Следующий период «Краян» связан с постепенной заменой этих музыкантов музыкантами из Днепропетровска. Сначала в ансамбль попадают саксофонист и флейтист Сергей Прокопишин, клавишник Игорь Рыбальченко и гитарист Владимир Колесник, а где-то с 1985 года, когда коллектив оставили М. Жовницкий, Ю. Нечаев и С. Василишин, в «Краянах» играют басист Игорь Семендяев и барабанщик Андрей Новинский. «Мое первое знакомство с «Краянами» было не из приятных, — вспоминает поэт-песенник Виктор Герасимов. — Я пришел на их концерт, в киевский Октябрьский дворец, и был потрясен. Слушать то, что они поют, было невозможно. Написал тогда разгромную статью, после которой… сдружился с Анатолием Пащенко. Он ловил все с полуслова. «Краяне», как и Пащенко, учились на песнях Володи Ивасюка. Мы написали с Толей несколько песен, но самой удачной из них считаю «Берегиню». Поезд из Полтавы в Киев приезжал в шесть утра. Толя сразу звонил мне. «Я написал новую песню!» — слышалось в трубке. Он, вечный романтик, мне чем-то напоминал Евгения Мартынова. Сейчас даже трудно вспомнить, кто на нашей эстраде был похож на Пащенко. Жаль, что так быстро ушел из жизни. Он — яркая звезда нашей украинской эстрадной песни, которая никогда не сгорит. Толя будет всегда пылать своим особым огнем». Записанный в 1985 году диск-гигант «Краян» «Что тебе подарить» с русскоязычными шлягерами не смог составить конкуренцию московским китам этого жанра, которые уже овладели новыми стилями и аппаратурой. Лучшая судьба у второго гиганта под названием «Украинский сувенир» — две фольклорные нон-стоп-диско сюиты и супер-хит «Чого квіти не в’януть» вывели «Краян» в лидеры украинской поп-фолк музыки. В 1987 году «Краяне» стали дипломантами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но настало время перемен — «Краяне» тоже начали осваивать новые модные стили, в частности — хард-н-хэви (песни «Ночной мотоциклист» , «Ты делаешь деньги»), но после очередных изменений в составе вернулись к традиционному ВИА-жанру: магнитоальбомы «Цього разу я надовго» , «Очищення», «Над дніпровським краєм». Все шло успешно и многообещающе. Анатолий Пащенко много искал песен по селам, общаясь со старыми людьми. Свою знаменитую теперь на весь мир «Калину», которой позже сделал грандиозную аранжировку, нашел в Лубнах. 26 июля 1990 года стало последним днем в жизни А. Пащенко — он погиб в ужасной автокатастрофе, на 38- м году жизни. Во время сильного тумана УАЗик филармонии, в котором Анатолий вместе с водителем возвращался из Киева в Полтаву, врезался в КАМАЗ, перевозивший металлические прутья. После этого трагического случая звезда старых добрых «Краян» быстро угасла.
Пропал без вести пианист Николай Кущ, в Израиле от разрыва аорты скончался гордость «Краян», гитарист-виртуоз Игорь Золотарёв.
В середине 2000-х годов в Полтавской областной филармонии попытались возродить ансамбль. Сегодня новые «Краяне» это: Сергей Старченко, басист Александр Рудь, барабанщик Сергей Бацман и клавишник Анатолий Пиляй.

Автор: Борис Бабилуа