От Крылова до Новогеоргиевска

От Крылова до Новогеоргиевска

От Крылова до Новогеоргиевска.История города Крылова, а позже Ново-Георгиевска , который ныне покоится на дне Кременчугского водохранилища уходит корнями в глубокую древность. Земля, на которой расположен Крылов , в старину принадлежала Киевскому каганату, а затем Киевскому княжеству и была хорошо известна славяно-русам. Например, Киевская летопись гласит: «Тогоже, (1190) лета, Святослав с сватом своим Рюриком, утишивши землю Русскую и Половци примиривши в волю свою, и сдумавша, и идоша на ловы по Днепру в лодьях, на устья Тасмени, и ту ловы деявша, и обловишася множеством зверей». Левобережная пойма Тясмина и сейчас покрыта лесами и болотами. Непролазные дебри кишат различной живностью. В заболоченных лесах можно увидеть косулю или кабана, а в многочисленных протоках устроены бобровые гатки.

В XVІ веке земля эта принадлежала Великому княжеству Литовскому, а после Люблинской унии 1569 года – Речи Посполитой. Устье Тясмина принадлежало Чигирину и окрестности его стали мало помалу заселяться уходами, местечками и хуторами. Крылов тогда образовал отдельное местечко получившее права и городское устройство, по привилегии Сигизмунда III Вазы короля польского и шведского, данной в июне (день месяца не указан) 1616 года по просьбе старосты Чигиринского Яна Даниловича.

“Дал нам справу вельможный Ян Данилович, воевода Русский, староста наш Бельский, Корсунский и Чигиринский: в повете Чигиринском, в воеводстве Киевском, между рекою Днепром и Тясмином, есть урочище Крылов названое, на шляху татарском, где тот неприятель креста святого, Татарин, привык в панства наши входить и короне, также панствам нашим соседним шкоду чинить, на этом месте город наш заложить рассказали и позволили…» Эта грамота входит составной частью в Привилегию о подтверждении тех же прав и расширение их короля Станислава Августа от 30 марта 1792 года.

Основатель города Ян Данилович воевода Руский, выдвиженец и впоследствии и родственник известного коронного гетмана С.Жолкевского. Старостой Чигиринским и Корсунским он был еще с 1597г.

Крыловские жители были освобождены этой грамотой на 30 лет от всех податей и пошлин, тогда как обычным был срок 10-20 лет (например, Голтва получила свободу от всех податей и пошлин на 20 лет). Их земли отделены от Чигиринских и простирались даже за Днепр на значительное пространство: «… а грунтов и полей над рекою Днепром, на Белобережье, и на Збойном, и на Пинном(Пивиха) за Днепром позволяем обывателям того города Крылова использовать так, как иные места украинные; также хутора с обоих берегов реки Днепра, аж под Кременчук навечно иметь и всякие пожитки устраивать, как на Днепре, так и понад Днепром, мельницы, ставки на реках около Крылова вольно им будет сыпать… К тому переезд через Днепр под городом тем же мещанам надаем». Крылов был выведен из под юрисдикции земской и замковой старостинской (этого не имел даже центр староства –Чигирин).

Той же привилегией даны: магдебургское право, собственный суд и расправа, дозволено построить ратушу, весовую, воскобойню, лавки и баню, иметь по два торга в неделю – по пятницам и воскресеньям и по 3 годовые ярмарки: на день Пречистой богородицы, святого Михаила Архангела и на новый год; содержать перевоз на Днепре, иметь корчмы и вольно продавать вино, пиво, мед, горелку и другие напитки.

В привилегии указано, чтобы козаки «люди своевольные и беглые» там не бывали и не жили.

Иудеям было запрещено навсегда проживать в этом пограничном местечке, иметь дома и торговать чем бы то ни было. Этот пункт грамоты создавал благоприятные условия для украинских и польских купцов и торговцев.

Мещане Крылова должны были быть в военном подчинении у Чигиринского старосты в военное и мирное время.

На должность войта мещане могли предлагать четыре кадидатуры, из которых староста Чигиринский утверждал одну подходящую.

В ревизской описи (люстрации), сделанной в том же 1616 году Чигиринскому староству сказано, что Крылов – недавно устроенное местечко, неболее года (но это неправда уже потому, что та люстрация говорит, что слобода принадлежит Яну Даниловичу, воеводе Русскому уже 30 лет), лежит у впадения реки Тясмина в Днепр на татарской переправе «на великих пясках засадзоне» ; домов в нем 200. Жители никаких повинностей не платят.

В своих «Сказаниях о населенных местностях Киевской губернии» Л.Похилевич пишет: « По другой ревизии 5 лет спустя, в 1621 году, считалось в нем жителей: 50 мещан и 400 купцов.» Тогда как Д.С.Вирский в своей интереснейшей монографии «Українне місто: Кременчук від заснування до 1764р.” дает нам другой текст той же люстрации : « То местечко … над Тясмином расположенное , кольями и острогом обнесенное. Есть в нем мещан «послушных» 50, козаков 400». Однако, как мы знаем, согласно грамоте Сигизмунда ІІІ козаки в Крылове жить не могли. А так как местечко находилось в весьма выгодном месте для торговли – через него проходил знаменитый Сагайдачный шлях и была устроена переправа через Днепр, то вполне реальным выглядит количество купцов в городке, имеющем статус «porto-franco» – 400 человек.

Как пограничное местечко Крылов, хотя и укрепленный замком, вместе с другими приднепровскими местами, был часто разоряем; при самом местечке происходила 26 октября 1625 года битва 20 000 козаков, предводительствуемых Михайлом Дорошенко, Олифером и запорожским гетьманом Пырским, с 30 000 поляков, которые имели в помощь 3 000 немецких наемников, под предводительством коронного гетьмана Конецпольского. Битва эта кончилась отступлением козаков к озеру Курукову или Крюкову, где они окопались и где принуждены были принять условия, известные под именем Круковских пунктов.

С городом Крыловом связана история многолетних тяжб старосты Чигиринского Яна Даниловича и его наследников с Киевским Николо-Пустынским монастырем за земли Пивского ухода (ныне гора Пивиха). Этот монастырь в ХV-XVI веках боролся за влияние с прославленным Киево-Печерским монастырем и был особо почитаем украинской аристократией. Магнаты жаловали ему свои богатства и земли. 25 марта 1515 года Дмитрий Ивашенцов составил завещание в пользу этого монастыря на право ежегодно собирать подати (2 копы грошей по 12 пенязей в грош) с жителей с.Максимовки, которая расположена в четырех километрах от Градижска. 23 августа 1554 года староста Черкасский и Каневский Оникий Горностай дал в пользу Киевского Николо-Пустынского монастыря вводную запись на владение урочищами и угодьями с бобровыми гонами и рыбной ловлей от с.Веремеевки до района нынешнего с.Недогарки. Уже в XVI веке среди монастырских владений упоминаются местечки Городище (Градижск) и Максимовка.

С пятидесятых годов XVI века монастырь начинает уделять больше внимания обустройству своих обширных владений. С этой целью в Градижске , на Пивихе был основан филиал Киевского Николо-Пустынского монастыря – Пивогорский монастырь, который управлял всей левобережной собственностью Киевского монастыря.

В начале XVII века Ян Данилович отобрал у монастыря местечка Бужин, Вороны Лозы и Пива, которые находились на крыловских козацких землях, и разогнав монахов, причислил их к Корсунскому староству. Однако после смерти Яна Даниловича монахи вернули себе отнятые земли при активной поддержке местных козаков и мещан Крылова. Об этом свидетельствует то, что в 1630 году Софья Даниловичева, вдова старосты Корсунского и Чигиринского, заявила в Житомирском суде протест против игумена Николо-пустынского монастыря Серафима Бельского и всей братии, в том, что монахи «получивши позволение от какого-то Семена Кременчука Долбни, городничего Крыловского, вырыли пещеру и построили церковь на горах Пивных, на земле староства Чигиринского, а затем, сговорившись с каким то Тарасом козаком, который своевольно обьявил себя гетьманом Запорожским, присвоили себе немало земель староства, а именно два села на урочище Вороньих Лозах, Бужин и перевоз через Днепр под Крыловом».

Козак Тарас, упоминавшийся выше – это Тарас Трясило крещенный крымский татарин, профессиональный наемник ставший козаком и возглавивший в 1630 году восстание нереестровых козаков против польских властей. Союз с козаками, для монастыря, который не имел в отличие от магнатов собственных войск, чтобы отстоять свои права, быстро стал традицией Пивогорья.

Во время переговоров о границах между Россией и Польшей 1667 и 1686 годах упоминается о Крылове, как об опустелом городище. В следствие разграничения земель между Россией и Польшей по Андрусовскому договору 1667 и Московскому 1686 годов, левобережные заднепровские грунты отошли к России и на них образовалась особая слобода на левой стороне Днепра напротив польского Крылова из польских выходцев и раскольников. В 1741 г. слобода назначена сотенным местечком Миргородского полка, получив название Крылова шанца. С появлением сербов здесь был штаб Пандурского полка.

На протяжении XVII века Крылов разделял общую участь здешних местечек и городов, утративших прежние свои права и подпавших под произвольную власть старост и местных представителей их – замковых управляющих или губернаторов, всегда избираемых из поляков или иностранцев и заботившихся единственно об умножении доходов своих и старостинских. В 1741 году в Крылове считалось 400 дворов и до 2000 жителей.

В конце XVIII столетия старинные права Крылова были восстановлены особой привилегией Станислава Августа от 30 марта 1792 года. Этой же привилегией городу был присвоен герб «trzy karabiny, porzadkiem mimo siebie staiacych» – Л.Похилевич переводит эту фразу так «три карабина, пирамидально поставленные». С давних времен огнестрельное оружие во время походных привалов военные ставили в пирамиду из трех и более стволов. Такой герб отражал приграничный статус города, его роль в защите польской короны от татарских набегов. Д.С.Вирский пишет : „Крилів ураз отримав магдебурзьке право, герб та „слободу”, однако это не так – в грамоте Сигизмунда ІІІ герб не упоминется, город получает герб только в 1792 году от Станислава Августа.

Новый Крылов основан в конце XVIII века после присоединения края к Российской империи и населен большей частью раскольниками, бежавшими из разных губерний России. В 1808 году в Крылове считалось только 45 дворов и 550 жителей. Крылов в составе Чигиринского староства был причислен к казенным имениям, находившимся в арендном пользовании до 1845 года Российских министров финансов. С этого года в местечке учреждено особое волостное управление, заведено приходское училище и благосостояние жителей видимо стало улучшаться. 6 августа того же года Крылов получает и новый герб, отражающий новое название города и род занятий его жителей.

Вот как описывает Л.Похилевич Крылов в 1864 году: «Местечко лежит на левой песчаной и каменистой стороне, запруженной во многих местах реки Тясмина, в 4-х верстах от впадения ея в Днепр. Посад Ново-Георгиевск, причисляющийся к военным поселениям Херсонской губернии, отделяется от Крылова только Тясмином. Жителей обоего пола , с предместьем Ветровскою: православных 1688, евреев 260… Вокруг местечка множество земляных насыпей редутов и могил, свидетельствующих о древности его более глубокой, нежели какая приписывается по письменным актам. В земле отыскиваются обломки древнего оружия и монеты. » Как видим в середине ХІХ века евреи уже составляют 15% населения города, привлеченные выгодными условиями торговли.

В середине ХІХ века Ново-Георгиевск обьединил польское местечко Крылов и российскую левобережную слободу и составлял один городок, разделенный Днепром, там каждые две недели проходила ярмарка. В городке находились две церкви и старообрядческая молельня. Старая церковь деревянная во имя Святителя Николая, 5-го класса; земли имела 35 десятин; построена в 1799 году на месте прежней, существовавшей с 1728 года. Предание говорит, что в древности в Крылове было 12 церквей. Это предание следует относить ко времени предшествовавшему татарскому и польскому владычеству, ко временам Киевской Руси. Две церкви левобережной части города: Успенская и Покровская перенесены туда из старого Крылова в XVIII веке, когда и жители переходили туда от польского притеснения. Покровская церковь была разобрана в 1832 году. По сказаниям старожилов, при переправе через Тясмин церковного имущества множество утвари и два колокола потоплены в реке. Ныне все это лежит на дне Кременчугского водохранилища. В XVIII веке в Крылове была еще Троицкая церковь, построенная в 1713 году и католический костел, построенный для польского гарнизона здешней крепости.

Автор: Роман Пацовский