Памятник матросам Днепровской флотилии — правда и вымысел

Памятник матросам Днепровской флотилии

Памятник матросам Днепровской флотилии — правда и вымысел

Памятник матросам Днепровской флотилии — правда и вымысел — он стоит почти возле самого въезда на Крюковский мост, со стороны Крюкова, в небольшом сквере с голубыми елями.

В краеведческом очерке «Кременчуг» этот памятник описан следующим образом:

«Летом 1919 года из Кронштадта в Кременчуг прибыла группа флотских специалистов. За короткое время была создана Днепровская военная флотилия,  командиром которой назначили балтийского матроса А.В.Полупанова. Штаб флотилии размещался на бронепароходе №8. Матросы вместе с красноармейцами 12й армии вели бои с врагами Советской власти.»[1]

Приблизительно этот текст с вариациями переходит из одних статей и книг в другие.

Историческая справка  по данному памятнику звучит следующим образом: (языком оригинала)

Пам’ятник «Матросам Дніпровської флотилії» встановлений на честь чотирьох матросів, які загинули в бою у крюківських плавнях у 1919-му році. Встановлений за ініціативи крюків’ян та за кошти крюків’ян. У серпні 1919-го Кременчук оточили війська білогвардійського генерала Денікіна. В плавнях точилися запеклі бої. В одному з таких боїв з денікінцями у плавнях загинули четверо молодих матросів Дніпровської флотилії. Крюків’яни бачили той бій і після його закінчення знайшли тіла матросів та поховали їх у плавнях. У 1940-му, за ініціативи мешканців Крюкова та за їхні кошти, поблизу місця загибелі матросів встановили пам’ятник на їх честь. Зробили його з алебастрово-цементної суміші два скульптори-самоучки – Дзюба та Молчанов (один був аптекарем, другий – робітником вагонобудівного заводу). Під час фашистської окупації Кременчука і Крюкова, гітлерівці знищили і сам пам’ятник, і пам’ятну табличку, залишився лише постамент. У 1945-му Дзюба та Молчанов виготовили нову скульптурну групу. Пам’ятник простояв до 1985-го, а у 1985-му його вирішили реконструювати, бо він почав руйнуватися. Сталеливарний завод виділив 30 тисяч карбованців на реконструкцію. У 1989-му відбулося відкриття нового пам’ятника «Матросам Дніпровської флотилії», створеного цього разу професійними скульпторами та архітекторами. Авторський колектив: скульптори Львівської експериментальної фабрики скульптури та художнього скла П. Чечель та М. Посікіра; архітектори С. Ткаченко та М. Павук.[2] 

На этом фактически все, что известно в Кременчуге о моряках днепровцах. Я же сегодня основываясь на документах фонда Р-139 Центрального государственного архива ВМФ СССР попытаюсь разобраться где правда, а где вымысел в данной ситуации. Стоит указать, что я был вторым человеком, который эти документы просматривал. Первым был преподаватель ВМА в 1960 году.

О том, что Днепровская военная флотилия была создана не в Кременчуге, а в Киеве — я думаю рассказывать нет смыла — это достаточно известный на сегодня факт. Именно в Киев прибыл 12 марта 1919 года прибыл матрос Полупанов с группой моряков и там находился штаб флотилии. Поэтому из информации в путеводителе Кременчуг пока что подтверждается только участие личного состава флотилии в боях в районе Кременчуга.

Можно ли говорить о том, что авторы путеводителя предоставили неверную информацию? -да, ими допущена ошибка, но в отличии от деятеля Вячеслава Ивушкина я не буду ругать предшественников, а наоборот выскажу им слова благодарности. Всегда лучше и правильнее идти опираясь на исследования и достижения тех, кто шел раньше нас. Краеведческий очерк Кременчуг был выпущен в 1965 году. На тот момент его авторы просто физически не имели доступа к закрытым фондам военного архива ЦГА ВМФ СССР в г.Ленинграде и соответственно не могли в нем работать. Получить допуск к обработанным сегодня архивным материалам в те годы могли только военные моряки и далеко не все. Достаточно привести пример из начала 90х — когда автор этих строк, курсант элитного военно-морского училища имея допуск к секретным документам, с огромными проблемами получил выписку из приказа наркома ВМФ 1940 года о введении кортиков и палашей. Сегодня этот приказ как и многие еще в свободном доступе в сети интернет.  Поэтому нужно сказать им спасибо, за то, что они первыми нашли в воспоминаниях и печатных источниках упоминание об этом и осветили в истории Кременчуга участие моряков Днепровской военной флотилии. А мы уже как их последователи и живя в другое время, имея большие возможности будем уточнять и расширять данную информацию. То что публиковалось и строилось в советский период — естественно обязательно несло и «правильную» идеологическую окраску.

Что касается официальной истории памятника — то по данным, которые мною получены в результате общения с несколькими старожилами Крюкова, факт гибели моряков практически подтвердился.

Как вспоминает Елена Васильевна Смирнова, человек действительно с уникальной профессиональной памятью, с детства увлекавшийся историей Кременчуга и Крюкова: «Мама мне рассказывала, как летом 1919 года она лично с другими детьми возле Крюковского моста видела телегу, на которой везли четырех мужчин в тельняшках, с связанными руками. Охраняли эту телегу солдаты — деникинцы. Телега двигалась в направлении плавней и через время оттуда раздались выстрелы.»

Еще несколько крюковских старожилов подтвердили факт гибели матросов летом 1919 года от рук деникинцев в Крюковских плавнях. В письменных источниках найти об этом информацию пока что не удалось, но в связи с открытием ряда архивов белой эмиграции  и некоторых дополнительных документов в ЦГА ВМФ СССР вполне возможно, что через время информация подтвердится и документально.

Я не знаю, на какие источники опиралась Алла Николаевна Лушакова, но на сегодня можно однозначно утверждать, что данный памятник был поставлен действительно как памятник погибшим матросам Днепровской военной флотилии в Крюковских плавнях и является хоть и условным (мы не знаем где именно деникинцы закопали расстрелянных в плавнях моряков), но памятником воинского захоронения.

Здесь к слову стоит упомянуть наших «доблестных декомунизаторов», который уже не один раз пытались этот памятник снести. Согласно архивных данных,  из всего личного состава Днепровской военной флотилии 2300 человек в 1920 году, членов партии было всего 63 человека. Вот поэтому 05 декабря 1920 года командир дивизиона обратился к начальнику понтонной мастерской 6й армии о направлении в его распоряжение Чудновского Афроима как сапожника и как коммуниста для проведения партийно-политической работы в южотделе порта ДВФ в Кременчуге, где не было членов партии.[3]

Материалы обработанного дела №561 хранят в себе небольшую часть документов, связанных с пребыванием в Кременчуге подразделений Днепровской военной флотилии в иной период — вторая половина 1920 года. Многое еще предстоит найти и осмыслить. Но тем не менее, они дают общее представление о происходящим. Данная информация публикуется впервые.

Памятник матросам Днепровской флотилии — правда и вымысел — так кто же был в Кременчуге?

В Кременчуге находился 1й дивизион речных канонерских лодок южной группы судов ДВФ. Штаб дивизиона находился в Кременчуге по ул.Киевской, дом 11. В помещении часто выходила из строя сантехника и электрика, а недостаток собственных специалистов вынуждал обращаться к местным властям за помощью в ремонте. Большие проблемы вызывала нехватка специалистов, которые могли грамотно обслуживать достаточно сложную корабельную технику. И таких специалистов старались собрать из разных мест. Так из пересыльной части был забран бывший моряк Николай Решетников, а бывший унтер-офицер царской армии Никита Подорваный был назначен электриком на канонерскую лодку Геройский., Поликарп Артюшкин — флагманским артиллеристом 1го дивизиона.

Старшим морским начальником до 23 ноября 1920 года в Кременчуге был начальник южного отдела порта ДВФ Серединский, а 23/11/1920 года его сменил Сергей Сурин — начальник южной группы судов, которая тоже располагалась в Кременчуге. Проживал старший морской начальник в доме 13 по улице Набережной.

До революции 1917 года пароходные компании на Днепре пользовались для связи телеграфом и телефоном, линии которого были протянуты вдоль берега. На многих причалах с начала 20 века имелись не только телефоны речной связи, но и городские телефоны, которые давали возможность выхода на городскую и междугороднюю общегосударственную связь. Но с началом гражданской войны вся эта связь оказалась разрушенной. Самой надежной связью в создавшихся условиях была радиосвязь. Для обеспечения связью с штабом флотилии в Кременчуге располагалась 413 радиостанция ДВФ мощностью 0,8 квт и 7 человек сотрудников.  Ближайшие радиостанции находились в Киеве, Черкассах и Екатеринославе (сегодня Днепр). Пользоваться правительственными или военными каналами связи получалось редко и в малом объеме. Поэтому для внешней связи пользовались телеграфом, а для внутренней связи пользовались радиотелеграфом. Кроме этого, моряки пользовались и услугами Кременчугской почтово-телеграфной конторы, где получали почту и доставляли в штаб через посыльного штаба дивизиона Александра Омельченко. Что интересно, Кременчугская почтово-телеграфная контора в то время относилась к военному ведомству. Именно это объясняет отсутствие ее документов в ГАПО и наличие в РГВИА.

Столовая военморов была оборудована в бывшей чайной в доме Долинского по ул.Александровской д.4 кв.2, для чего был выселен гражданин Гутерман.

Для отдыха моряков в Кременчуге был свой клуб, который располагался в здании Петроградского банка по ул.Екатерининской. Кроме этого моряки любили отдыхать в бывшем танцклассе, на углу Херсонской и Солдатской. Бравые и безшабашные моряки приносили не мало хлопот в Кременчуге.  А еще учитывая старую негласную войну между сапогами и ботинками…. Интересно по этому поводу письмо военного коменданта Кременчуга от 6 декабря 1920 года №8946 на имя командира 1го дивизиона канонерских лодок Южной группы судов ДВФ. В нем он жаловался, что неизвестные лица в морской форме творят бесчинства и безобразия в театрах и местах массового скопления людей. Комендантский патруль из красноармейцев не может справиться с разбушевавшимися моряками. Поэтому для их усмирения комендант просил командира дивизиона назначить морской патруль, а танцкласс для посещения моряков закрыть. Но как известно из других документов танцкласс продолжил функционировать и дальше, а морской патруль был выделен и патрулировал Кременчуг каждый день с 21 часа до 2 часов ночи. Почему до 2 часов ночи? В городе действовал комендантский час и хождение без специального пропуска после 1 го часа ночи было запрещено. Также в дивизионе был сформирован свой оркестр, инструменты для которого были получены из службы тыла 6й армии.

Воинская служба связана с многими неожиданностями. В том числе и ночными тревогами. Специфика флотской службы такова, что в первую очередь поднимают командиров и начальников — для экстренного совещания, для выработки решений. Поэтому командование дивизиона было вынуждено обратиться в ноябре 1920 года в комендатуру с просьбой выдать пропуска на право хождения по Кременчугу после 1го часа ночи:

  • начальнику южной группы судов — старшему морскому начальнику Сергею Сурину,
  • военкому Владимиру Мягкому,
  • коменданту Николаю Куриницыну,
  • флагманскому механику Легздину Готфриду,
  • секретарю военкома Иевлеву Николаю,
  • командиру канонерской лодки Мощный Петру Мельниченко,
  • военкому канонерской лодки Мощный Алексею Суботину,
  • командиру канонерской лодки Геройский Андрею Садновскому,
  • военкому канонерской лодки Геройский  Отто Платбарздта,
  • командиру канонерской лодки Мудрый Афанасию Трофимову,
  • военкому канонерской лодки Мудрый Сергею Ковалевскому,
  • командиру сторожевого судна Ястреб Ивану Хмельниченко.

Что из себя представляли эти корабли?

Тяжелая канонерская лодка«Мощный» (бывший пароход «Лебедин», построенный в 1916 г. в Киеве). Водоизмещение 140 т, длина 36 м, ширина 8,4/5,54 м, осадка 0,8 м. Машина мощностью 160 л. с, скорость хода 8,5/6 узлов. Вооружение: две 130/55-мм пушки и четыре пулемета.

Легкая канонерская лодка «Геройский» (бывший пароход «Аполлон», построенный в 1912 г. в Киеве). Длина 43 м, ширина без кожухов колес 5,84 м, осадка 1,06 м. Машина мощностью 180 л. с, скорость хода 7,5 узла. Вооружение: четыре 76-мм пушки обр. 1902 г. и четыре пулемета.

Легкая канонерская лодка «Мудрый» (бывший пароход «Канев», построенный в 1912 г. в Киеве). Водоизмещение 191 т, длина 45,3 м, ширина без кожухов колес 7 м, осадка 1 м. Машина мощностью 250 л. с, скорость хода 6 узлов. Вооружение: четыре 76-мм пушки обр. 1902 г. и два пулемета.

Остальные сторожевые суда флотилии были вооружены одним орудием — 76-мм пушкой обр. 1902 г. или 37-мм пушкой Гочкиса и пулеметом.

27 октября 1920 года командованием ДВФ было принято решение о зимовке в Кременчуге судов и экипажей 1го дивизиона канонерских лодок Южной группы судов ДВФ. 1 ноября 1920 года на зимовку в Кременчуг прибыло дополнительно посыльное судно Пинск. Экипаж 13 человек. Общее число личного состава ДВФ, находящегося на зимовке в Кременчуге было более 600 человек. Все корабли ДВФ были подготовлены к зимовке и из них были выгружены все боеприпасы. Выгрузка произведена была на одну из барж, которая выполняла роль плавучего склада. Но наличие чужого имущества всегда не давало покоя некоторым сухопутным деятелям. 21 ноября 1920 года на имя командира 1 дивизиона канонерских лодок южной группы судов ДВФ приходит телеграмма, за подписью помощника начальника службы вооружения Южного фронта. «В связи с небезопасностью нахождения снарядов на барже, принадлежащей ДВФ, снаряды подлежат немедленной разгрузке и передаче на артиллерийский склад в Кременчуге.» Понимая, что с началом навигации корабли останутся без боезапаса и выпрашивать на артскладе снаряды придется долго и нудно, командование дивизиона принимает мудрое решение — выполнить полученное распоряжение (а не выполнить его нельзя — это приказ штаба фронта), но выгрузить боеприпасы не на артсклад в Кременчуге, а на артсклад флотилии в Киеве. Обратились за помощью к железнодорожникам — железная дорога идет на встречу и по просьбе моряков предоставляет 1 грузовой вагон. Несколько дней ударной работы на берегу Днепра — разгрузка баржи и погрузка боезапаса в вагон и 3 декабря 1920 года один вагон, груженный артимуществом дивизиона под охраной морского караула отправляется в Киев. Старшим в этой командировке был Сергей Ковалевский — военком канонерской лодки «Мудрый». Без особых приключений моряки добрались до Киева и сдали боеприпасы на склад флотилии. Как покажет время — данное решение было верным.

С наступлением холодов в Кременчуге сложилась достаточно тяжелая ситуация с дровами. Если сухопутным частям было немного легче за счет какого то снабжения, то моряки остались в этой ситуации один на один с проблемами. А тут еще и очередная неприятность — 25 ноября 1920 года с склада лесоматериалов на берегу Днепра пропадает 4 столба. Раз на берегу — значит украли моряки. Скандал разгорался большой и старший морской начальник в Кременчуге был вынужден пообещать в данной ситуации разобраться и предать виновных суду. Началась «закрутка гаек». С 30 ноября 1920 года приказом старшего морского начальника в обязанности начальника караула было вменено вмешиваться и устанавливать лиц или помещение в которое вывозятся лесоматериалы. Уже 2 декабря на пристани, примыкающей к пароходу «Товарный» было освобождено помещение для размещения караула и оборудовано караульное помещение. На следующий день, 3 декабря начальник штаба укрепрайона передал старшему морскому начальнику 1 экз устава гарнизонной службы. Виновных в ситуации с пропажей столбов так и не нашли, но порядок и дисциплина была более менее наведена хоть и на достаточно короткое время.

Дивизион был максимально автономен — на помощь сухопутных частей особо не рассчитывали. Поэтому в Кременчуге при дивизионе находился свой, южный отдел морского госпиталя ДВФ. Место его размещения не известно. Персонал жил при госпитале. Командование флотилии обращалось не один раз к городским властям с просьбой выделить жилье для врачей, но помощи так и не получило. Однако в ряде случаев военные моряки были вынуждены обращаться за помощью и в Кременчугский гарнизонный госпиталь. Так в ноябре 1920 года в Кременчугский гарнизонный госпиталь были вынуждены отправить моряка Федора Васильева для лечения венерических заболеваний. Что при достаточно разгульном образе жизни военных моряков было вполне логичным. Ведь не даром в то время, в Кременчугском военном госпитале, было два венерических отделения, общей емкостью 100 коек. «Моряки есть отродье хамское, до вина и баб зело охочее…»

Не мало проблем было и с обеспечением моряков в Кременчуге — к сухопутным частям моряки не относились и с складов обеспечения фронта получать снабжение не могли, а свои склады находились в Киеве. Поэтому приходилось или выпрашивать и договариваться на правах бедных родственников или как то решать вопросы самостоятельно. Основными продуктами были хлеб, картофель, селедка, которые поступали с очень большими задержками. Местные органы власти выписывали предписание на получение продуктов, но эти предписания исполнять не спешили. Но голодали все — и взять продукты просто было негде.  Архивные документы позволяют немного восстановить события 100 летней давности. Так, 16 декабря 1920 года заградительным отрядом Кременчугского губернского особого продовольственного комитета у моряков с канонерской лодки «Мудрый» было не законно отобрано 4 пуда и 16 фунтов соли, которые военморы приобрели за полученное жалование. Учитывая гневную переписку с особпродкомитетом отобранная соль была в целости и сохранности возвращена морякам.  В первых числах декабря 1920 года Кременчугским губчека был арестован большой груз спекулянтов. Командование дивизиона обратилось к руководству Губчека с просьбой выдать из арестованного груза монпансье, сахар-песок, рафинад, соль, соду, чай, папиросы для личного состава дивизиона.  Просьба была удовлетворена, а столкновения с чекистами были еще впереди.

К 12 декабря 1920 года в доме 11 по Почтовой улице была приготовлена казарма для размещения десантного отряда ДВФ численностью 100 человек. Данный десантный отряд был прообразом морской пехоты при флотилии. Прибыл ли данный десантный отряд на зимовку в Кременчуг или нет — пока что установить не удалось.

Вот такие небольшие данные были получены в ходе исторической разведки в ЦГА ВМФ СССР. Материалы данной разведки публикуются впервые и будут пополняться — сегодня становятся доступными еще и многие документы и воспоминания участников гражданской войны которые были изданы, но хранились в спецхранах.

Автор Роман Пацовский

Источники:

  1. Краеведческий очерк Кременчуг, Харьков Издательство Прапор 1965 год
  2. Експертний висновок, наданий кандидатом мистецтвознавства, доцентом кафедри українознавства КрНУ ім. М. Остроградського А. Лушаковою
  3. РГАВМФ фонд Р-139, оп.1, д.561,л.223
  4. РГАВМФ фонд Р-139, оп.1, д.561