Пассажирское пароходство по Днепру в р-не Кременчуга в 19 веке
Пассажирское пароходство по Днепру в р-не Кременчуга в 19 веке. Сто лет назад мальчишки на днепровских пристанях забавлялись тем, что угадывали названия пароходов по их гудкам. Наиболее «продвинутые» безошибочно определяли бас больших кораблей.
Днепр, как магнит, тянул к себе люд — от чванных киевских чиновников, которые вполне официально либо с секретным предписанием путешествовали по малороссийским городам и весям на комфортабельных пароходах до нищенского вида лаврских паломников, что выбирали для себя каюты куда скромнее. Словом, быстрый и удобный вид транспорта, как по тем временам. Железная дорога еще только налаживала свою работу, а шоссейные были большой бедой всей Российской империи.
Площадь Днепровского бассейна — самого Славутича и его многочисленных притоков — составляла свыше 450 тысяч квадратных верст (1 верста — примерно 1067 м). Она близка к площади всей Франции и значительно превышает площадь Германии. По данным переписи 1897 года, население территории, которую охватывал Днепровский бассейн, составило без малого 22 миллиона человек. Судоходство по Днепру, Десне, Припяти, Сожу и другим пригодным для навигации рекам Днепровского бассейна было масштабным и прибыльным бизнесом.
Признаки организованного, по истине капиталистического транспорта днепровское судоходство приобрело с появлением пароходов. Первый из них появился в 1823 году. Построили его в имении Мошны, принадлежавшем незаурядному человеку — генералу Михаилу Воронцову. Тому самому, который, по мнению Пушкина, был «полу-милорд, полу-купец»…
Желающих заработать на водной артерии было хоть отбавляй, но мелкие частные пароходства довольно скоро уступали место мощным акционерным компаниям. Так, с 1858 года музыку на Днепре заказывало Общество пароходства по Днепру и его притокам, которое быстро установило контроль по части фарватера Днепра выше порогов, уступив лишь Запорожье другим перевозчикам. О качестве пассажирских перевозок по главной украинской реке свидетельствуют отзывы современников, утверждавших, что лучшие днепровские пароходы, совершающие рейсы между Киевом и Екатеринославом, не уступают судам на Волге и Миссисипи.
Общество пароходства по Днепру и его притокам (Первое общество пароходства), владело шестью пассажирскими пароходами и двумя буксирными, из которых четыре пассажирских используются для пассажирского сообщения от Киева до Кременчуга.
Суда, принадлежавшие судовладельцу Общество пароходства по Днепру:
- «Александр II» (годы плавания в регионе — 1868-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 60 л.с.. Построен в 1858 году.
- «Владимир» (годы плавания в регионе — 1859-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 50 л.с.. Построен в 1858 году.
- «Днепр» (годы плавания в регионе — 1852-55 и 1859-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 50 л.с.. Построен в 1839 году. Перестроен в 1858 году.
- «Екатеринослав» (годы плавания в регионе — 1868-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 60 л.с.. Построен в 1859 году.
- «Иван Белоусов» (годы плавания в регионе — 1868-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 60 л.с.. Построен в 1858 году.
- «Киев» (годы плавания в регионе — 1860-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 60 л.с.. Построен в 1859 году.
- «Кременчуг» (годы плавания в регионе — 1860-69), назначение — буксирный , мощность двигателя (л.с.) — 60 л.с.. Построен в 1859 году.
- «Полтава» (годы плавания в регионе — 1868 и 69), назначение — буксирный , мощность двигателя (л.с.) — 60 л.с.. Построен в 1848 году.
Кроме Первого пароходного общества пассажирские перевозки по Днепру между Киевом и Кременчугом осуществляли:
- пароход генерал-майора Шумлянского «Кумир», с буксирною баржею, устроенною в 1863 г. по американской системе т. е. в два яруса;
- пароход «Святослав» (годы плавания в регионе — 1862-69), назначение — буксирно-пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 100 л.с.. Построен в 1861 году,торгового дома Яненка и Симеренко
- генерал-майора Мальцева пароход «Ласточка» (годы плавания в регионе — 1862-69), назначение — пассажирский , мощность двигателя (л.с.) — 25 л.с.. Построен в 1861 году.
Самой удобной поездкой как по помещению так и по цене за переезд считалась поездка на барже г. Шумлянского. Здесь каждый пассажир первого класса имел отдельную каюту для ночлега. Чрезмерно высокие цены существовавшие на пароходах компании, причиной которых была монополия, которая с появлением пароходной баржи Шумлянского начала рушится. Так плата от Киева до Кременчуга на пароходах общества: 1 класса 12 р., II класса 8 р. и III класса на открытой палубе 5 р.; за багаж за пуд 60 к.; на пароходной барже г. Шумлянского: 1 класса с особою каютою 9 р., II класса 6 р. и III класса на пароходе, в общей каюте Зр.; за багаж за пуд 40 к.
На пристани Кременчуг работало две линии: Киев — Кременчуг и Кременчуг — Екатеринослав. На Киев пароходы отправлялись каждый день в 6 утра, а на Екатеринослав в 8 утра по вторникам, четвергам и воскресеньям. Проезд на Екатеринслав стоил 1классом — 5руб, 2м классом — 3 руб, 3м классом 1,5 руб, провоз багажа -0,25руб за пуд.
Кроме перевозки пассажиров пароходы в обеих направлениях использовались для перевозки почты, но отправлялась пароходами только простая корреспонденция.
Кроме дальних линий работали и местные линии. Примером такой местной линии может быть линия Кременчуг — Новогеоргиевск — Гражижск. На этой линии работали два парохода Новогерогиевск и Воин. Ходили они 3 раза в день — отправление в 7ч. 11ч. 16 ч., а в субботу — 2 раза в день. отправление в 7 часов и в 16 часов. Стоимость проезда между Кременчугом и Градижском составляла в каюте 1го класса 60 коп, а в каютах 2 и 3 класса — 35 копеек.
В 1892-м Обществу пароходства по Днепру и его притокам, которое уже возомнило себя властелином водной артерии, был брошен дерзкий вызов. Их «раскрученный» за три с лишним десятилетия бренд умыкнули конкуренты, назвавшие себя «Вторым обществом пароходства по Днепру и его притокам». Их речной флот по численности несколько уступал первому обществу, зато по грузоподъемности отдельные суда опережали пароходы соперников.
Началась ожесточенная борьба за клиентов. На первых порах каждая из сторон надеялась уничтожить конкурентов и единолично завладеть перевозками. В ход шли всевозможные средства — назойливая реклама, лихорадочное внедрение технических и сервисных новинок, демпинговые цены… Но вот оба общества пришли к резонному выводу: не лучше ли объединить усилия на взаимовыгодных началах?
Соответствующие переговоры были проведены, и результатом стало создание Соединенных обществ пароходства. В них слились флоты обеих «союзных держав», а затем общества начали приобретать новые корабли в складчину. Представитель соединенного общества в Кременчуге находился на пассажирской пристани.
Однако даже объединившись, пароходчики не стали на реке монополистами. Ведь в разных местах днепровского фарватера ходили еще и частные пароходы. Снова закипела конкурентная борьба. Киевский старожил, журналист и адвокат Сергей Ярон вспоминал: «Плата за проезд была сведена до минимума; так, за проезд от Киева до Кременчуга брали 20 коп., но когда соединенное общество назначило ту же плату, то частные пароходовладельцы, кроме билета, давали за те же 20 коп. каждому пассажиру еще и по булке, чем, конечно, отвлекали от Соединенного общества массу пассажиров. Кончилось тем, что Соединенное общество нашло нужным заарендовать частные пароходы, видя в этом единственный способ избавиться от убыточной для него конкуренции».
Путешествия по Днепру были очень часто небезопасными а труд людей, обслуживающих пароход оплачивался низко. Этим достигалась сравнительная дешевизна перевозок.
Показателен случай, происшедший с пароходом «Ратмир». Он шел из Кременчуга в Екатеринослав. Когда пароход приблизился к железнодорожному мосту, дымовая труба с шумом сорвалась, упала на палубу и проломила крышу, при этом задавила насмерть одного мещанина. Среди пассажиров началась паника. Многие подумали, что случилась авария, которых за лето не оберешься на Днепре, и стали бросаться в воду. Крики стоны и шум на пароходе стояли невообразимые. «Ратмиру» пришлось остановиться, и прошло добрых полчаса пока капитан и помощник успокоили пассажиров, причем многие из них предпочли вернуться на лодках в Кременчуг. Это объяснялось тем, что и ранее на «Ратмире» случались несчастия и аварии. 20 июня 1897 г. несчастный пароход «Ратмир» потерпел крушение, наскочив на подводный камень, но на этот раз обошлось без человеческих жертв.
Кстати
Из правил пассажирского движения по р. Днепр на пароходах 1-го и 2-го обществ пароходства по Днепру и его притокам:
— Установленной формы билеты приобретаются пассажирами в пристанских кассах, откуда они садятся на пароход, за исключением только тех тарифных пристаней, где общества не имеют пристанских касс, в этом случае пассажирские билеты выдаются на пароходах. Билеты при входе на пароход, в пути и при выходе с парохода предъявляются контролирующим лицам, причем при выходе на станции назначения билет от пассажира отбирается. Ввиду чего, во избежание задержек и недоразумений при входе на пароход и выходе с парохода, просят, чтобы каждый пассажир, имея приготовленный билет, предъявлял его лично за себя.
— Дети в возрасте от 4 до 10 лет платят за билеты половину цены по таксе. Причем для расчета — каждая одна, две и более копеек считаются за пять копеек, а каждая шесть, семь и более — за десять копеек. Каждый в отдельности ребенок указанного возраста снабжается установленным детским билетом; не допускается, например, на двоих детей этого возраста брать один полный билет.
— Если пассажир, не взяв билета в пристанской кассе, окажется на пароходе без билета или проедет далее показанной пристани назначения в билете, то он платит пароходной кассе двойную цену против таксы за пройденное пароходом расстояние от первоначальной пристани отправления парохода до пристани, где обнаружено неимение билета.
— Во избежание стеснения пассажиров и занятия мест как находящихся на пароходе пассажиров, так и будущих, в каюты дозволяется брать ручного багажа (саквояжи, картонки) не более 20 фунтов на каждый билет взрослого и 10 ф. на билет детский и притом вещи такого рода и объема, которые бы не мешали пассажирам и не портили классного убранства.
— Другие вещи, по распоряжению капитана, передаются в багаж с платою по таксе.
— Тела покойников перевозятся на отдельных пароходах по особому тарифу.
— Пассажиры приглашаются соблюдать полную опрятность по отношению к пароходной мебели и вообще внутреннему убранству. (За повреждения взыскивается по тарифу).
— Собаки перевозятся на пароходах общества только на палубе. За провоз собаки взимается плата, как за 2 пуда багажа. Квитанция на провоз собаки действительна в течение того срока, какой полагается для проезда пассажира, при котором следует собака. В помещение кают вводить собак воспрещается.
© Роман Пацовский 26/11/2013г.Киев