Потерянная Белецковская святыня — Свято-Николаевская церковь.
«Колоколов умолкли звуки
Вы где и канули куда?
В пустой мольбе простерты руки
Все смолкло — радость и беда…
Все смолкло в похоронном звоне
Заросших зеленью церквей,
И только карканье воронье
Из всеобъемлющих ветвей.
Разрушен храм. Пуста обитель.
Святое топчется людьми
Макушкам зеленью обвитым
Не до восторгов и любви,
Не до восторгов душам нашим,
Когда порвется с прошлым нить.
Обрыв в сознанье пуст и страшен.
Не возвратить. Не заменить.»
Н. Белкина
В XVII –XVIII вв. поселение традиционно называли селом, если у него была церковь. Село Белецковка стало таковым после того, как в 1778 году была заложена, а 3 августа 1781 года была освящена построенная князем Данилом Ивановичем Кудашевым деревянная церковь в честь Святителя Николая. [26]
Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Звон ее колоколов был слышен в деревнях Свинарной, Пецовке, Верхнепавловке,Турунжевке.
«Еще младенцем, несколько дней отроду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили перед тем, как предать земле.
Церковь была единственным общественным зданием в округе. Священник же был , если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому закон божий обязывал всех приходить на исповедь.
Три главных события в жизни человеческой: рождение, бракосочетание и смерть. Вот так, на три части и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господа, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей – больше работников в семье, а отсюда и больше достатка. Поэтому — рождение ребенка всегда было праздником в семье, поэтому то и освещалось оно одним из главных христианских таинств – крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Батюшка вместе с крестным отцом читал молитву, после этого погружал в купель, надевал крестик.
Возвратившись домой, устраивали крестины – обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал, чаще всего, используя святцы, в честь святого, в день которого родился младенец. Крестными (восприемниками) обычно были крестьяне из своего прихода»[27]
Священником, сделавшим в 1786 году первые записи в метрической книге Свято-Николаевской церкви, с Белецковки был Кодрат Скоков.
«Тетрадь метрической книги
Епархии Словенской Александрийского уезда слободы Белецковки церкви Святониколаевской священника Кодрата Скокова сколько в том приходе и принадлежащих оному помещичьих деревнях в 786 году родилось браком сочеталось и умерло людей 1786 году декабря 31 дня
месяца января
-о рождении
рождена 1 числа, а крещена 2числа младеница Евгения жителя Белецковки Григория Крывошоченка и жены его Евдокии.
Восприемница той же слободы Белецковки Анна Еременкова.
-о бракосочетании
1числа обвенчан священником Кодратом Скокова молодий Роман Федоров сын Сорокина с девицей той же слободы Марфой Даниловою дочерью Сухомлиновой по свидетельству старост жителей той же слободы Василия Сухомлина и Николая Неводниченка
-о смерти
14 числа слободы Белецковки житель Иосиф Кривой преставился и по христианской должности погребен в возрасте 46 лет». [28]
Священнослужители:
- Кодрат Скоков (1786-1788)
- Ияков Зубковский (1789)
- Федор Кущевский (1790)
- Дионисий Короповский (1791-1809)
- Василий Веселовский (1810-1829) [27]
- Иван Кобылянский (с1829) — эти первые священники Свято-Николаевской церкви с. Белецковки, письменно засвидетельствовавшие с 1786 года в метрических книгах все значимые события жизни прихожан – рождение, бракосочетание, смерть.
В формулярных ведомостях Херсонской духовной консистории 1811 года отмечено:
«В помещичьем господина колегского советника князя Данила Ивановича Кудашева села Белецковки церковь Николаевская деревянная, прочная; в ней сосуды серебренные, рызницею достаточна.
Прихожане – помещики и их крестьяне.»
Церковной земли – 120 дес. [29]
Почти столько же земли – 116 дес. было и в 1907 году, когда священник Евмений Илларионович Кудрицкий — владелец церковной земли, как один из самых уважаемых людей с. Белецковки, принял участие в выборах депутатов III Государственной Думы России. [30]
После того, как деревянная Свято-Николаевская церковь сгорела, в 1837 году была построена новая каменная, которая простояла почти столетие. Но и эту церковь постигла судьба большинства храмов Украины, которые начали закрывать в годы коллективизации. В 1934 году была разрушена и Свято-Николаевская церковь
с. Белецковки, а церковное имущество было частично уничтожено и разграблено.
Удивительно, что церковь, построенная «тщанием» прихожан, закрыли те же люди, которые были прихожанами – потомками тех людей, кто строил храм.
И на нас, воспитанных на атеизме, с немым укором смотрят сейчас останки разрушенного храма, взывая к нашей совести, к людям, не защитивших и не восстановивших до сих пор Свято-Николаевскую церковь.
Автор А Резник
Литература и источники:
[25] Решетов С. Потомки и родственники М.М. Голенищева- Кутузова и Наполеона Бонапарта в Одессе , стр. 54
[26] Милорадович В. Житье-бытье лубенского крестьянина. «Киевская сторина», 1902,№4.
[27] ГАОО. Метрические книги помещичьего села Белецковки (бригадирши Леванидовой, князя Кудашева) за 1786 г., ф.37, оп.3, д.11
[28] ГАОО. Ревизские сказки православных церковно-служителей с. Белецковки Александрийского уезда Херсонской губернии за 1834 г., ф. 4, оп. 5, д. 15
[29] ГАОО. Фонд Херсонської духовної консісторії: відомості про метричні записи 1780-1812 років, Київ, Академперіодика, 2008, стр.247
[30] Список лиц, имеющих право учавствовать в выборах в Государственную Думу по Александрийскому уезду на основании закона 3 июня 1907г.